Официальный представитель министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков назвал новый британский авианосец «Королева Елизавета» удобной крупногабаритной морской целью. Такое заявление Конашенков сделал в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о зависти и восхищении британским кораблем со стороны России, обвинив его в «откровенном незнании военно-морской науки».
Авианосцы являются одними из крупнейших кораблей, это самые крупные военно-морские цели, по габаритам их наверно превосходят только танкеры. Один авианосец в составе флота — это, скорее, вопрос престижа. Есть такое понятие в Индии как белый слон, когда хочешь разорить непрямыми методами своего подчиненного, вассала и так далее, в Индии верховный раджа дарил ему белого слона, который очень дорог в содержании, а отказаться нельзя.
На самом деле надо понимать, что сам по себе авианосец, если он выходит в одиночку, особой военной угрозы не представляет, я имею в виду именно широкомасштабную войну с применением всех видов вооружения, кроме ядерного. Они действуют в составе авианосно-ударной группы, в которой еще есть несколько кораблей и подводных лодок, иначе он превращается в весьма «вкусную» цель для противника.
Один авианосец мы видим на примере Франции, когда они после терактов направили свой авианосец для ударов по формированиям запрещенной в России ИГ на Ближнем Востоке. Пиар-задачу он выполнил, то есть некоторое время там побыл, нанесли какое-то количество ударов с палубы, а потом они опять были вынуждены его вернуть к родным берегам и на замену ему ничего нет.
Авианосец не является чудо оружием, у него заканчивается топливо, авиационные средства поражения, определенный ресурс есть и у авиакрыла. Военно-морские специалисты говорят, чтобы на постоянном дежурстве находилась одна авианосно-ударная группа, необходимо иметь не менее четырех таких кораблей. Для всех стран, за исключением США, которые имеют авианосцы или тяжелые авианесущие крейсеры, обстоятельства таковы, что они не могут постоянно держать в море авианосно-ударную группу.
Надо понимать, что «Адмирал Кузнецов» — корабль другого класса, это действительно тяжелый авианесущий крейсер. Помимо самой авиации, обеспечения противовоздушной обороны (а его присутствие направлено на завоевание господства в воздухе в том районе, где действует этот крейсер) он имеет очень мощное ударное вооружение — противокорабельный комплекс «Гранит».
Поэтому называть его авианосцем не совсем правильно, я видел на одном из командно-штабных учений, что даже группа, в которой он ходит, называется у нас не авианосно-ударной группой, а корабельно-ударной группой. То есть у нас еще с советских времен немного другие взгляды.
То ли полководцы советского периода оказались прозорливыми, учитывая развитие военно-морского вооружения, то ли так обстоятельства сложились, но сейчас высокоточное оружие флота развилось до такого уровня, когда страны, обладающие таким вооружением, в принципе без особых трудностей могут уничтожать крупные надводные корабли, включая авианосцы, и даже не только «Королеву Елизавету», а вообще крупнейшие авианосцы в мире, в том числе американские атомные.
Сначала появились сверхзвуковые противокорабельные ракеты, а сейчас на подходе и гиперзвуковые ракеты, и пока средств надежной противоракетной и противовоздушной обороны, которые могли бы бороться с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами, не имеется.
К тому же не забыта тема противокорабельных баллистических ракет, мы знаем, что в Китае состоит на вооружении такая ракета — DF-21. В СССР такие работы велись, на сегодняшний день в прессе упоминаний о продолжении этих работ в России не встречается, но мы знаем, что это не является свидетельством того, что они не ведутся, вполне возможно, что они ведутся. Это тоже представляет собой абсолютно гибельное для авианосцев оружие.
В условиях, когда необходимо поддерживать политику проецирования силы, то есть в условиях не широкомасштабной войны с равной, не сопоставимой по военной мощи и техническому уровню державой, мы видим, что авианосец используется как плавучий аэродром в отсутствии противодействия от тех формирований, против которых направлены удары авианосной группы.
У Ирака в тот период, когда против него действовали США, не было средств, которые могли поставить под угрозу авианосец. Ровно также мы видим применение авианосцев во время корейской войны и во Вьетнаме, у этих стран также не было средств, которые могли бы противодействовать авианосцу и поставить под угрозу его функционирование.
Если речь идет об СССР и современной России, о современном Китае, у них таких средств более чем достаточно.
Читайте нас: