Разведка США против контрразведки СССР
Советские и американские спецслужбы на протяжении всего своего существования, постоянно схватывались в безмолвном поединке. В 1970-1980г. ареной сражения стало Охотское море.
Звонок в посольство
14 января 1980 года в посольстве СССР в США раздался телефонный звонок:
- У меня есть информация, которая может представлять для вас интерес.
- О кей, - у сотрудника дипмиссии наготове был стандартный ответ, отваживавший шутников и провокаторов: приходите, мы Вас ждем.
Обычно после этого на другом конце сразу вешали трубку. Но в этот раз разговор не прервался короткими гудками.
- Хорошо, я приду завтра вечером в 21:00.
Вечером следующего дня к воротам посольства подошел человек. Встретившему его сотруднику он сказал, что является бывшим сотрудником Агентства национальной безопасности и хотел бы поговорить с кем-то рангом повыше. Его провели к старшему офицеру КГБ. Незнакомец повторил, что является бывшим сотрудником АНБ и готов поделиться известными ему государственными тайнами США за смешные 35.000 долларов.
Наш товарищ из АНБ
Беседа продолжалась несколько часов. Ценность агента росла прямо на глазах. Он не имел ни одного документа или фотографии. Но зато его память была феноменальной: он не просто дословно пересказывал содержание документов, но и называл их номера учета, дату создания, фамилии и резолюции подписавших.
- Я также имел касательство к операции «Ivy Bells» (колокольчики плюща)
- В чем суть операции?
- Разведуправление ВМС США установило в Охотском море подслушивающую аппаратуру на подводный кабель связи, соединяющий главную базу Тихоокеанского флота в Петропавловске-на-Камчатке со штабом во Владивостоке.
В этом месте офицеру КГБ стало очень интересно.
Оригинальная идея Джеймса Брэдли
Факт наличия такой линии связи для янки не был секретом. Ну не с посыльными же командование передает свои приказы из Владивостока в Петропавловск! Подключиться к кабелю и получить доступ к секретам Тихоокеанского флота – о, это было просто мечтой американских разведчиков! Но как найти в море площадью 600 тыс. кв. миль тонкую нитку толщиной 13 см?
Субмарины ВМС США не единожды утюжили Охотское море, но каждый раз по возвращении командиры подводных лодок только огорченно разводили руками: «Не нашли».
Начальник отдела подводных операций Джеймс Брэдли предложил искать не под водой, а на берегу. В точке, где кабель уходит в море, обязательно должен быть предупреждающий знак, чтобы суда не цепляли кабель своими якорями.
В октябре 1971 года в акваторию Охотского моря скрытно вошла подводная лодка «Halibut». Неделю она ходила вдоль побережья, пока матрос не увидел в перископ предупреждающий знак «Кабель! Якорь не бросать! Траловый лов рыбы и подводные работы запрещены!» Командир лодки сделал на карте отметку: здесь.
Лодка пошла вдоль кабеля и на расстоянии нескольких десятков миль от берега на глубине 120 м. водолазы установили на кабель подслушивающую аппаратуру, т.н «кокон». «Кокон» представлял собой стальной цилиндр диаметром около метра, длинной 6 метров и весом 7 тонн, нашпигованный аппаратурой.
Более 30 магнитофонов вели запись всех идущих по «телеграфному мосту» сигналов. Каждый аппарат был рассчитан на 150 часов записи. Кокон имел плутониевый источник питания и был рассчитан на несколько десятков лет работы. Теперь раз в месяц подводная лодка США отправлялась к «кокону», водолазы снимали с него ленты с записями и ставили чистые. Разведчики называли этот источник информации «золотой жилой».
В штабе ТФ полученную информацию расценили как сверхважную. Теперь можно было не только прекратить утечку секретных сведений, но и гнать противнику дезинформацию! Колесо начало крутиться в обратную сторону.
Операция прикрытия
Но долго так, естественно, продолжаться не могло. «Кокон» надо было снять, причем так, чтобы не подставить под удар агента, продолжавшего оказывать СССР незаменимые услуги. Была разработана специальная операция прикрытия.
Осенью 1981 года информация по секретной линии связи начала поступать со значительными искажениями. Специалисты пришли к выводу, что кабель получил повреждение - не иначе как рыбаки зацепили тралом или якорем.
Инженерно-технической службе была поставлена задача: пройтись по всему кабелю, найти повреждение, восстановить связь. Военные инженеры взяли под козырек, ответили «Есть» и во время выполнения поставленной задачи абсолютно неожиданно (ух ты!) нашли «девайс» с табличкой на боку «made in USA». Найденный «кокон» подняли и отправили в Москву, где специалисты разобрали его по винтикам.
Американцы дураками не были и в случайность произошедшего не поверили. Но они даже не представляли, с какого боку им копать. Однако нашелся «добрый человек», который наставил их на путь истинный.
Искать рыжего!
1 августа 1985 года в американское посольство в Риме явился человек, представившийся Виталием Юрченко, офицером КГБ, внезапно воспылавшим любовью к западной демократии. Именно он в 1980 году первым встретил бывшего сотрудника АНБ, о чем и рассказал сотрудникам ЦРУ. К их досаде, Юрченко не знал ни имени, ни фамилии информатора. Единственное, что он мог сказать - тот был рыжий. Этого сотрудникам ЦРУ было достаточно.
Были подняты дела всех работников АНБ, когда-либо работавших в нем. В первом списке значились 580 имен. Постепенно он сократился до полутора сотен, потом нескольких десятков. В ноябре 1985 года Рональд Пелтон был арестован.
Мемуары, которых не будет
Пелтону предложили на выбор электрический стул или сотрудничество со следствием и пожизненное заключение. Понятно, что он выбрал. Во исполнение договора в июне 1986 года американская фемида отвесила ему три пожизненных срока.
24 ноября 2015 года после почти 30 лет отсидки 75-летнего Пелтона выпустили на волю. Журналисты неоднократно обращались к Пелтону с просьбой рассказать подробности о событиях тех дней, но бывший сотрудник АНБ и агент КГБ всем отвечал, что интервью не дает, мемуары писать не намерен. Видимо, он хочет унести известные ему тайны с собой в могилу.
Klim Podkova
Читайте нас: