Параллельно с разработкой новых боевых машин десанта велась разработка новых десантируемых бронетранспортеров на их базе, которые должны были заменить стоящие на вооружении ВДВ БТР-Д. В конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) на базе боевой машины десанта БМД-3 в середине 90-х был создан новый бронетранспортер для ВДВ БТР-МД (бронетранспортер многоцелевой десантный)«Ракушка». Новый БТР-МД имел лучшие, чем у состоящих на вооружении десантников БТР-Д эксплуатационные характеристики, а конструкция отвечала всем современным требованиям, в том числе по эргономике размещения перевозимого личного состава и его защите.
Габариты корпуса обеспечили требования по необходимому запасу плавучести и грузоподъемности, авиатранспортабельности самолетами военно-транспортной авиации и вертолетами армейской авиации с сохранением характеристик высокой подвижности и проходимости. Однако широкомасштабного производства БТР-МД на ВгТЗ наладить так и не удалось, по причине банкротства предприятия.
После отработки БМД-4М, конструкторский коллектив курганского СКБМ приступил к разработке на базе ее шасси нового бронетранспортера для ВДВ – БТР-МДМ(бронетранспортер многоцелевой десантный модернизированный) «Ракушка-М». Разработка машины велась под руководством главного конструктора СКБМ Сергея Сальникова (к сожалению, Сергей Сергеевич 18 октября 2014 г. ушел из жизни). Модернизация БТР-МД была проделана с целью повышения основных тактико-технических характеристик, надёжности машины и ее унификации с новыми БМД.
Что внутри БТР-МДМ?
На БТР-МДМ «Ракушка-М» установлены заимствованные с боевой машины пехоты БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водомётные движители, водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование, пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты, противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для установки средств десантирования. Еще одной особенностью модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине современной информационно-управляющей системы шасси.
БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. В носовой и средней частях корпуса размещается экипаж и десант бронетранспортёра. Над гусеницами имеются специальные ниши. В кормовой части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. Для посадки в машину и спешивания десанта имеются люк в кормовой части рубки и два прямоугольных люка в крыше рубки ближе к ее кормовой части.
Механик-водитель размещается в носовой части по центру машины, слева от него расположено рабочее место командира машины, справа – установлено сиденье для одного из членов десанта – он же стрелок из установленного там курсового пулемета ПКТМ. Для наблюдения за местностью и дорожными условиями перед люком механика-водителя имеются три перископических прибора наблюдения. Для вождения ночью центральный прибор наблюдения меняется на прибор ночного видения. В крыше рубки корпуса над местами командира, механика-водителя и стрелка из курсового пулемета имеются три люка для их посадки и выхода из машины. Для наблюдения и прицельной стрельбы из курсового пулемета установлен прибор ТНП3ВЭ01-01. Питание патронами курсового пулемета осуществляется из двух магазин-коробок на 1000 патронов каждая, соединенных единым трактом питания.
Над рабочим местом командира на крыше смонтирована командирская башенка, дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает наблюдение за местностью и ведение стрельбы.
В средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части машины.
В БТР-МДМ установлен безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей.
Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Гусеничные ленты мелкозвенчатыес резинометаллическими шарнирами.Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три положения: минимальный (70-100 мм), рабочий (420 мм) и максимальный (500-510 мм).
При массе 13,5 тонн машина остается авиатранспортабельной и амфибийной. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч, на плаву – 10 км/ч, запас хода по шоссе – до 500 км.
Конструкция БТР-МДМ «Ракушка-М» обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ – командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, тылового обеспечения и других.
БТР-МДМ «Ракушка-М» прошел все испытания и соответствуют заданным характеристикам (техническому заданию) и принят на вооружение Российской армии. В марте 2015 года первая серийная партия таких машин в количестве 12 машин, которые поставлены в одно из подразделений ВДВ Западного военного округа.
Читайте нас: