Лента новостей

16:05
Уничтожения немецкого «Leopard 2» ВСУ в Курской области
16:02
Курская область: наступление продолжается, войска РФ установили контроль над тремя стратегическими селами
15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
10:22
СМИ узнали о подготовке перехода верфи Звезда в состав ОСК
09:46
Круизный лайнер с сотнями российских туристов отправился в Шанхай
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.11.2024
09:30
Мобилизованные будут служить до конца спецоперации: решение президента и реакции семей
09:24
Десантники штурмом взяли опорный пункт ВСУ на одном из участков в приграничном районе Курской области
09:11
Жесткий Центробанк: как одолеть инфляцию
09:04
Эмоциональные качели Киева. Украина надеется на военное лобби США
09:03
Иран - первый проигравший от победы Трампа?
08:58
Взрывы и стрельба в Одессе: атакованы объекты врага (ВИДЕО)
08:55
Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут

«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут


Минобороны РФ заключило с «Туполевым» госконтракт на опытно-конструкторские работы по повышению исправности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые выпускались серийно с начала 80-х. Об этом несколько дней назад на селекторном совещании заявил министр Сергей Шойгу. По его словам, одновременно с этим продолжаются и работы по возобновлению производства «сто шестидесятых».

Мировой переполох

Может для кого-то удивительно, но и по сей день разработанный в 70-е прошлого века как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности «Белый Лебедь» Ту-160 остается по многим показателям самым-самым: самый скоростной (до 2200 км/ч) бомбардировщик из состоящих на вооружении и обладающий самой большой взлетной массой (275 тонн), самый мощный (45 тонн боевой нагрузки, тяга — 100 тс) и крупный из сверхзвуковых и т. д. и т. п. Ту-160 изначально разрабатывался именно как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками в ответ на информацию о разработке в США бомбардировщика нового поколения B-1; считается, что именно появление «Белого лебедя» и его первый полет в 1981 году подтолкнули американцев к срочному ускорению серийного запуска модификации своего «бомбера» с использованием стелс-технологий. Позже появится информация, что помимо ракет, Ту-160 легко «работает» с бомбами (в том числе и корректируемыми), термоядерными и фугасными минами.

Впрочем, как убежден известный эксперт по боевым самолетам Владимир Тучков, американские аналоги в любом случае отстают от «Белого лебедя» по некоторым параметрам в полтора раза и изменения такого положения дел не ожидается до конца 30-х годов.

Может, как раз поэтому каждое появление «Белого Лебедя» в небе вызывало и вызывает большой переполох у всех наших соседей, «друзей» и «партнеров». В 2015 году Ту-160 вошел в первую пятерку самых опасных самолетов России, составленную Эваном Готтесманом из американского военно-политического издания «The National Interest». А за пару лет до этого Колумбия обвинила Россию в том, что бомбардировщики Ту-160 нарушили воздушное пространство страны, пролетев над ней без получения предварительного разрешения. Минобороны России на это пыталось (довольно, впрочем, вяло) оправдаться, что эти полеты проводились согласно плану боевой подготовки дальней авиации и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Частый гость «Эха Москвы» и «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр успел тогда сообщить «Русской службе Би-Би-Си», что со стороны России это была, возможно, отработка удара по США.

А, скажем, в сентябре прошлого года по тревоге были подняты перехватчики Норвегии, Британии, Франции и Испании — и все из-за того, что два российских стратегических ракетоносца Ту-160 «решили пройтись» по маршруту Норвегия-Испания. «Прошлись» и спокойно вернулись обратно.

В ожидании 2023 года

Серийное производство «сто шестятидесятого» было развернуто в 1984 году на Казанском авиазаводе, который специально для этого серьезно реконструировали. А в начале 90-х их выпуск был приостановлен после клятвенного обещания американцев прикрыть серийное производство своих аналогов. Всего было выпущено три с лишним десятка Ту-160. В материале «Возвращение Белого лебедя» мы уже рассказывали о том, что Украина успела начать утилизировать, распиливать на металлолом доставшиеся ей с распадом СССР девятнадцать уникальных ракетоносцев. Причем, по некоторым данным, «распил» этот осуществлялся на деньги США и при участии американских наблюдателей. После долгих переговоров и в обмен на прощение долгов за газ России удалось забрать / спасти восемь машин из той партии…

Пройдет полтора десятка лет. И после слухов о том, что в ходе очередных учений группа модернизированных Ту-160 якобы смогла проникнуть в воздушное пространство США и уйти незамеченной — министр обороны РФ Сергей Шойгу объявит о начале работ по возобновлению в Казани серийного производства Ту-160: мол, эта уникальная машина не просто изначально опередила свое время на несколько десятилетий, но и до сих пор не исчерпала в полной мере свой потенциал. При этом военные сразу оговорились — речь будет идти об абсолютно новом самолете, который возьмет от привычного «сто шестидесятого» лишь внешний облик. Вся «начинка» (в том числе двигатель и вся авионика) станут там абсолютно новыми, что должно повысить боевую эффективность нового ракетоносца в сравнении со старым, как минимум в два с половиной раза - подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Белый лебедь» по контракту".

В 2016 году министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов рассказал журналистам, что в инвестпроекте по налаживанию производства нового стратегического ракетоносца уже участвуют 16 крупных, средних и малых предприятий (и это только местных!), и в дальнейшем их число, скорее всего, будет увеличено. Контрольная дата при этом остается прежней — 2023 год.

С рогом единорога

Что же касается стратегического носителя крылатых ракет Ту-95МС, над повышением исправности которого начали работать одновременно с Ту-160, то его базовый «родитель» — первый советский межконтинентальный Ту-95 (в НАТО его прозвали «Медведем») начал выпускаться и вовсе в 50-х, он считается последним самолетом, построенным по заданию Иосифа Сталина. Тоже стратегический бомбардировщик-ракетоносец, но с турбовинтовыми (единственный в мире!), а не реактивными двигателями. Считается самым быстрым «винтовым» самолетом (830−910 км в час в зависимости от модификации) и в тоже время одним из самых шумных (сказывается турбовинтовое «наследие»).

К семидесятым годам грозный «Медведь» обзавелся целой «семьей» модификаций (вплоть до самолета для международных визитов руководства ССР и дальнемагистрального пассажирского лайнера со спальными местами в салоне). А в 1968 году в небо впервые поднялась «адекватная мера» на появление американских атомных подлодок с баллистическими ракетами большой дальности — созданный на базе Ту-95РЦ (разведчика-целеуказателя) дальний противолодочный самолет Ту-142. Несмотря на довольно узкие «официальные» задачи (обнаружение и уничтожение автоматных подлодок противника), на практике эти машины будут широко использоваться и для поисково-спасательных дежурств, визуальной и радиотехнической океанской разведки и прочего. Вот как раз этот противолодочный Ту-142 и оказался непосредственным предшественником нашего Ту-95МС 1979 года рождения, который одно время (впрочем, недолго) даже рассматривался в качестве некой альтернативы гораздо более сложному и что греха таить, дорогому… «Белому лебедю»!

В 1984 году серийное производство «Медведя» было перенесено из Таганрога в Самару, где он и выпускался до 1992 года. Часть этих самолетов (по некоторым данным 33% общего количества) оказались на Украине, где их постигла участь, схожая с Ту-160. В России же Ту-95МС и Ту-95МСМ (с новым радиоэлектронным оборудованием и прицельно-навигационным комплексом) по-прежнему состоят на вооружении — их насчитывается около шести десятков.

В 2015 году самарский «Авиакор» вплотную занялся масштабной программой по серьезной модернизации этих самолетов, обещая в итоге оставить старым лишь фюзеляж (вспомним, аналогичные формулировки звучали и в недавних новостях по Ту-160).

«В мире мало таких особенных самолетов, как массивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет Ту-95 с его гигантской топливозаправочной штангой, похожей на рог единорога, из-за которой он смахивает на чудовище из доисторических времен. Ну, или из периода после окончания Второй мировой войны, когда он появился на свет.

Внешний вид Ту-95 не должен вас обманывать. Он находится на вооружении вот уже 60 с лишним лет, потому что в мире мало таких машин, которые могут сравниться с ним по дальности и продолжительности полета с мощной боевой нагрузкой. Можно сказать, что Ту-95 — это российский В-52 (межконтинентальный ракетоносец „Боинга“, состоящий на вооружении в США с середины 50-х), но с уклоном в сторону морского патрульного самолета, который имеет привычку „стучать в двери“ береговых систем ПВО в Европе, Азии и Северной Америке», — писал совсем недавно все тот же американский «The National Interest».

И вот что еще любопытно и достаточно показательно. Первое свое боевое крещение и Ту-160 и Ту-95МС получили одновременно - в ноябре 2015 года в Сирии, нанеся массивный ракетно-бомбовый удар по позициям запрещенной в России ИГИЛ и благополучно вернувшись домой. В свете этого заявление Шойгу о контрактах на проведение повышения исправности этих «немолодых» стратегических ракетоносцев выглядит абсолютно логичным. До 2023 года в любом случае еще слишком далеко.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх