В начале 70-х годов под руководством Аркадия Георгиевича Шипунова было сформировано отделение №4, которое занялось разработкой зенитных комплексов. Результатом работы этого отделения стало создание зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» для сухопутных войск, корабельного комплекса «Каштан» и не имеющего аналогов зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь», который сегодня является визитной карточкой предприятия.
В эксклюзивном интервью сайту rostec.ru главный конструктор по зенитной тематике тульского КБ приборостроения, ученик Аркадия Георгиевича Шипунова, Валерий Слугин рассказал о секрете успеха КБП, том, как ведущему оборонному предприятию страны удалось пережить 90-е годы а также о преимуществах своих разработок.
КОГДА ВЫ ПРИШЛИ В КБП?
В КБ приборостроения я пришел в 1971 году на защиту диплома. Я учился в Тульском политехническом институте на специальности с красивым названием «электрооборудование летательных аппаратов».
Прежде чем попасть в тематическое подразделение, мне пришлось пройти все ступеньки, и это очень правильно. Около пяти лет отработал в отраслевом подразделении, там, где непосредственно создают чертежи, рисуют схемы, выпускают электронные блоки. Я как раз работал на электронных блоках. Первым начальником подразделения был известный конструктор Рудольф Янович Пурцен.
Рудольф Янович Пурцен (1920-1997) - конструктор, один из создателей спаренной зенитной установки ЗУ-23 и 14,5-мм зенитной горно-вьючной установки, принимал участие в разработке легкой установки для пулемета «Утес», противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» и «Фагот», зенитного ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска».
Собственно говоря, к нему я и пришел практически на государственные испытания противотанкового ракетного комплекса «Конкурса». Позже принимал участие в разработке, испытании составных частей и самого комплекса. Много пришлось работать с Василием Петровичем Тихоновым, который был главным конструктором снаряда «Конкурс», который позже мне предложил перейти к нему для работы над новым снарядом.
Комплекс «Конкурс» приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах. При преодолении носителями водных преград обеспечивается стрельба на плаву. Комплекс состоит из боевой машины с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет. В 1974 году «Конкурс» был принят на вооружение. Машина принимала участие в параде на Красной площади. «Из техники она шла первая», с гордостью отметил Слугин.
В это время в рамках 4 подразделения образовывался тематический отдел под «морские дела», в частности под «Каштан» (экспортный вариант «Каштан»). И Аркадий Георгиевич Шипунов поддержал предложение Рудольфа Яновича Пурцена оставить меня в четвертом подразделении и перевести на зенитную тематику. Так я попал на тему «Кортик» (корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс). Проект начинался с нуля. Как говорят конструкторы, на первую осевую линию, что означало приступить к работе с момента проведения на бумаге первой осевой линии, с которой начинается создание детали.
Опыта работы на море никакого не было. Тогда пришлось поездить по корабелам, так как разработка была привязана непосредственно к кораблям.
ЧТО ПОСЛУЖИЛО ТОЛЧКОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСА «КАШТАН»?
Толчком к созданию ЗПРК «Каштан» стали события на Фолклендских островах, когда с кораблями стали бороться крылатыми ракетами, летящими чрезвычайно низко над водой - аргентинцы потопили ракетой «Экзосет» британский эсминец «Шеффилд». Была поставлена задача создать технику, способную поражать низколетящие цели.
Перед тем как приступить к работе над «Каштаном» КБП вместе с Харьковским институтом исследовали точность сопровождения цели в миллиметровом диапазоне.
Здесь сыграла роль прозорливость Шипунова, по инициативе которого мы самостоятельно исследовали вопрос по облику локатора. Однако все наши наработки пришлось отдать стороннему предприятию, так как локация не входила в нашу непосредственную тематику.
Но, тем не менее, результатом совместных усилий стало создание радиолокационной системы, работающей в миллиметровом диапазоне. Это одна из особенностей нашего комплекса. Такие волны предпочтительнее при сопровождении цели над морем. В «Тунгуске» этого не было. Кстати, из «Тунгуски» была заимствована и доработана исключительно ракета. В отличие от «Тунгуски», которая работала по целям только в ясную погоду, «Каштан» создавался как всепогодный комплекс. Впервые сделали чистый автомат – комплекс может работать без участия человека как в оптическом режиме, так и в радиолокационном.
Все остальные элементы «Каштан» - ракета, пусковая установка, оптическая система, пушечное вооружение - разрабатывались в КБП.
Во время работы над «Каштан» мы получили важный опыт взаимодействия со смежниками, который оказался в дальнейшем крайне ценным. Работа в такой сложной кооперации требовала ювелирного подхода, чтобы ни одно звено не оказалось слабым, чтобы все работы, в том числе смежников, соответствовали необходимым характеристикам и были выполнены в срок.
Главным конструктором комплекса был Аркадий Георгиевич Шипунов. У него было такое свойство – он никогда не принимал на веру то, что задается, даже если речь шла о министерстве обороны. Он сам анализировал, какой вид вооружения нужен в конкретном направлении, и как он будет развиваться. Будет ли серийная продукция востребована в дальнейшем, будут ли серийные заводы эту продукцию выпускать, будет ли она рентабельна.
Но надо сказать, чего не хватало. Мы делали разработку и отдавали ее на другой завод. Это, конечно, было совершенно неправильно. КБ от этого никаких дивидендов не получало.
В 90-Х ГОДАХ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ МНОГИЕ КБ ПРЕКРАТИЛИ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЗА СЧЕТ ЧЕГО ВЫЖИЛО КБП?
КБП выжило благодаря многопрофильности. Тогда у нас было около 5 направлений, в каждом из которых велся целый ряд работ, в каждом направлении существовали высокие достижения.
А.Г. Шипунов: «Чтобы творить – человек должен быть свободен, ему не должны препятствовать в работе, он не должен при этом думать о хлебе насущном. А возведение всяческих барьеров, узкая специализация предприятий, то, что было и при советской власти, привели к серьезным потерям не только новых стратегических разработок, но и элитного кадрового потенциала».
Кроме этого, когда государство перестало опекать конструкторов, А.Г. Шипунов раньше других понял, что нужно делать продукцию и продавать ее самостоятельно, в том числе за рубеж.
А.Г. Шипунов: «В 90-х мы избрали свою судьбу. Конечно, можно было бы поступить иначе, определив путь просящего милости, что не привело бы к успеху в условиях рынка. Поэтому в КБП была разработана концепция. Это триада. Первое – наука, как производящая сила новых идей и техники, которая будет востребована. Второе – производство этой техники, для чего было создано ОАО «Щегловский вал» и расширены мощности основного производства КБП. Третье - реализация».
Переход на серийное производство продукции, который организовал Шипунов, был очень важным моментом. Начинали мы со стрелкового оружия для МВД, естественно, в кооперации.
Второй важной задачей на том этапе была необходимость зарабатывать. Тогда был сделан анализ конкурентных рынков, который показал, что наша продукция вполне конкурентоспособна. Государство в этом плане пошло нам навстречу – некоторым предприятиям было дано право внешнеэкономической деятельности на рынке вооружений. И это был следующий этап в развитии предприятия. Последовательно «выстреливали» все направления – и ПТУРсовские, снаряды из пушек, зенитное и практически все стрелково-пушечное вооружение. Мы выходили на рынки Индии, Китая, Ближнего Востока, в некоторые западные страны. В частности запад интересовался «Краснополем», так и не сумев создать достойный аналог.
Комплекс «Каштан», например, экспортируется в Индию и Китай. Специфика морских комплексов заключается в том, что потребность в них определяется количеством кораблей, на которых они устанавливаются. Корабли строят крупные страны. Кроме того, кораблей строится не так много, всего было сделано около сорока штук. Например, на нашем российском авианосце установлено восемь боевых модулей. Если речь идет о крейсере, то это 4-6 модулей. Компенсация идет за счет цены. Цена на морские комплексы выше наземных раза в два, что обусловлено более сложным содержанием и обслуживанием. Вот, например, морской вариант «Панциря» - «Панцирь-М», над которым мы сейчас активно работаем, будет как минимум в два раза выше.
КОГДА ВЫ ПЕРЕШЛИ НА СУХОПУТНУЮ ТЕМАТИКУ?
На сухопутную тематику я перешел после госиспытаний «Каштана», на которых мне довелось делать крайний пуск.
Назначение руководителем отдела было решено, когда я завершал работу над «Каштаном». С января 1987 года мы стали заниматься сухопутной техникой. У нас была «Тунгуска-М2», затем был ЗРПК для десантников, но, к сожалению, эти темы не пошли. Когда резко уменьшилось финансирование, эти темы были закрыты. Но мы бы их в любом случае не потянули, потому что эти машины были заданы нам на гусеничных шасси. А это был извечный спор «шассистов» и тех, кто делает вооружение, кто ж главнее. Шасси достаточно дорогое. И мы не стали в таком виде финансировать работы за свой счет.
Тогда Шипунов отдал приоритет не «Тунгуске-М2», потому что считал, что глобальных войн не будет и, прежде всего, будут развиваться мобильные войска, десантные. А новый комплекс создавался как раз как вариант, который десантируется парашютным способом. Войска должны быть обязательно защищены с воздуха, потому что тот же вертолет может поразить боевые машины десанта, пехоты, танки. Поэтому необходимо наличие зенитного средства. Шипунов это отчетливо понимал. Однако, к сожалению, разработка оказалась невостребованной.
КОГДА НАЧАЛАСЬ РАБОТА НАД «ПАНЦИРЕМ»?
Идея создания комплекса «Панцирь» появилась вместе с осознанием необходимости защиты наиболее важных объектов на земле. Уже сегодня войны бесконтактны. …Взять ту же Ливию, Югославию… На Ливию по нашим сведениям было пущено порядка 100-120 «томагавков».
Тогда эта идея только зарождалась, а сейчас уже пришли к тому, что порядка 250-300 «томагавков» выпущенных в минимальное время с большой дальностью откуда-нибудь с Атлантики могут самостоятельно идти 2,5 тысячи км.
Сейчас идет активное развитие средств воздушного нападения. «Томагавки» уже устаревают. Им на смену идут гиперзвуковые летательные аппараты, которые поднимаются повыше и воздух не мешает. Скорости в десятки раз больше, чем у тех же «томагавков» - «томагавк» тихоход порядка 250 метров в секунду, а при гиперзвуке речь идет уже о скорости порядка 1500 метров в секунду.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА «ПАНЦИРЯ»?
«Панцирь» развивается с опережением средств развития воздушного нападения. Сейчас идет работа над следующим поколением «Панцирей», которые учитывает различные средства воздушного нападения.
У нас связь по трем видам: радиосвязь, оптоволокно, провода. В комплексе есть защита от радаров. Комплекс пеленгуется, поэтому нужно работать в таких режимах, чтобы существенно затруднить пеленгование и обмануть противника. Самое главное в том, что у нас миллиметровый диапазон, на который самонаводящиеся снаряды еще не разработаны, разработка над ними только ведется. С этим диапазоном бороться очень тяжело. Невозможно поставить ему помеху.
«Панцирь» может использоваться и один, но лучше, когда речь идет о дивизионе. Каждая машина может работать по четырем целям одновременно, соответственно, если речь идет о четырех машинах, значит, появляется возможность поражать уже 16 целей. На базе «Панциря» можно вообще строить всю систему ПВО небольшой страны, не привлекая при этом больших средств.
Еще одна изюминка «Панциря» - ракета.
Со времен «Тунгуски» (80—х годов) концепция развития зенитных средств в ближней зоне изменилась. Многим показалось, что логичнее создать «умную» ракету, которая сама будет находить цель и сбивать ее. Мы пошли другим путем. Мы убрали все лишнее с ракеты, сделав ее максимально простой и быстрой. Головка наведения находится не на самой ракете, а на земле, где можно придумать более сложные алгоритмы. В результате мы получили очень недорогой боеприпас. Это принципиально важный момент, учитывая то, как развиваются воздушные средства нападения. Уменьшается их стоимость. Например, тот же беспилотник так же может подлететь и что-нибудь сбросить или сфотографировать, снять информацию. А как быть с «томагавком»? Все это надо сбивать, а чем сбивать? С-300 или С-400? Какова их цена?
Еще одно преимущество «Панциря» – мобильность. Нужно на Камчатку, улетел на Камчатку.
ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИДЕТ МОДЕРНИЗАЦИЯ «ПАНЦИРЯ»?
Направления все те же: увеличение скоростей достижения целей, соответственно нужно отвечать скоростями ракеты, в том числе, нужно цель видеть дальше, иначе не успеешь выстрелить. При этом необходимо сохранить и даже увеличить точность. И нужно еще ухитриться не выйти из своей ценовой ниши и массо-габаритных характеристик.
Недавно мы стали делать пункты управления на тот случай, если речь идет о группировке «Панцирей».
В КБП никогда до этого не делали пункты управления. Это была моя инициатива. И разработка оказалась востребована на рынке, в том числе зарубежном.
Пункт управления может находиться на расстоянии 20 км.
При этом каждая отдельная машина может хоть и ограниченно выполнять функции пункта управления.
НАД ЧЕМ СЕЙЧАС РАБОТАЕТЕ?
Мы пошли таким путем, что нас элемент шасси не связывал.
Сейчас «Панцирь» минимально интегрирован с грузовиком. Например, в Эмираты мы поставляем комплекс на шасси MAN.
Продвигаем на рынок свое шасси. В этом плане у нас есть мечта - мы с КАМАЗом делаем шасси не хуже мановского, которое предполагает большую интеграцию в это шасси. Людей мы размещаем в кабине, чтобы не делать для них специальный отсек, чтобы не создавать лишнюю массу. Надеемся, что КАМАЗ такое шасси разработает, и мы будем продавать комплекс на своем отечественном шасси как внутри страны, так и за рубежом.
Сейчас КБП работает над созданием «Панциря» нового поколения.
А СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АНАЛОГИ «ПАНЦИРЯ» ЗА РУБЕЖОМ?
Аналогичных разработок в мире нет! Существуют хорошие разработки. Французский «Кроталь», например. Но дальше развивать его не стали. Французы сразу сосредоточились на головках самонаведения – «Астер-15/30» и вышли в другую ценовую категорию. Существует израильская тактическая система ПРО «Железный купол», но он тоже с головкой самонаведения. Они хоть и показывают достаточно умеренные цены, но я не верю, думаю, что они гораздо выше.
КОГО СЧИТАЕТЕ СВОИМ ОСНОВНЫМ КОНКУРЕНТОМ?
Я считаю своим конкурентом американский ЗРК «Пэтриот». Отличная система, но она другой дальности. Из отечественных комплексов - «Бук». Это хорошо увязанная система, но исполнение на гусеницах и нет изящества.
НА КАКОЕ ВРЕМЯ СЛУЖБЫ РАССЧИТАН «ПАНЦИРЬ»?
«Панцирь» должен служить 25 лет. Естественно с определенными восстановительными ремонтами.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ «ПАНЦИРЕЙ»?
Это очень серьезный вопрос. Речь идет о целой индустрии.
Мы поставляем очень много запчастей. Но мы их поставляем на 4-5 лет. В течение этого срока комплекс может находиться в боеготовности с использованием наших запчастей. Вот если какой-то блок вышел из строя, его поменяли. А если в блоке вышла из строя какая-то одна микросхема? Отправлять на ремонт в Россию очень дорого и нецелесообразно. Примерно так сейчас и делается. Конечно, нужен сервисный центр. В Россию нужно отправлять только то, что починить на месте уже нельзя.
Создание сервисных центров планируется, но процесс идет очень робко. И это сильно бьет по военно-техническому сотрудничеству.
КАКУЮ РОЛЬ В ВАШЕЙ СУДЬБЕ СЫГРАЛ А.Г.ШИПУНОВ?
Мне довелось поработать с гениальным человеком, что-то сделать вместе. С А. Г. Шипуновым мы советовались до самого последнего времени. В любых обстоятельствах связь не терялась, он всегда помогал советом. Я считаю Аркадия Шипунова своим учителем.
ЧТО ВАС ВПЕЧАТЛЯЛО И МОТИВИРОВАЛО?
Самые яркие впечатления связаны с профессиональной деятельностью - когда видишь вспышку и падение мишени.
«ПАНЦИРЬ-С1» - универсальный зенитный комплекс для всех родов войск, обеспечивающий защиту оборонных объектов от всех типов современных и перспективных средств воздушного нападения – высокоточного оружия и авиации на расстоянии до 20 км и во всем диапазоне высот их применения. «Панцирю» отведена особая роль в защите олимпийских объектов и арктических рубежей страны. «Панцирь» стоит в одном ряду с перспективными образцами высокоинтеллектуального оружия нового времени.
ТУЛЬСКОЕ КБ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ – одно из ведущих проектно-конструкторских предприятий оборонно-промышленной отрасли. С 2008 года входит в состав холдинга Ростеха «Высокоточные комплексы». Специалисты конструкторского бюро разработали и серийно производят более 150 экземпляров военной техники. КБП обладает мощным научно-производственным потенциалом в области создания систем современного высокоточного оружия.
Читайте нас: