Зачем Москве и Астане новая ракета «Сункар» за 30 млрд рублей
Россия и Казахстан по итогам встречи Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева согласовали концепцию дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур».
Документ с российской стороны подписал вице-премьер Дмитрий Рогозин, со стороны Казахстана — первый вице-премьер республики Аскар Мамин. Стороны также внесли изменения в соглашение о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти.
Напомним, космодром «Байконур» был передан России в аренду сроком на 20 лет в 1994 году. В 2004-м аренда была продлена до 2050 года. Всего с комплекса осуществлено почти пять тысяч стартов различных ракет. Но в июне 2016-го первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявил, что Астана ожидает отказа России от использования «Байконура» после 2025 года, поскольку с вводом в эксплуатацию космодрома «Восточный» часть проектов перейдет туда.
— Ориентировочно после 2025 года Россия может отказаться от эксплуатации «Байконура», — сказал тогда Сагинтаев.
Во время нынешней встречи с Путиным в Санкт-Петербурге Назарбаев отметил, что новое соглашение по сотрудничеству позволит успешно развивать взаимодействие в космической сфере.
— И мы сейчас новую «дорожную карту» на восемь лет — до 2025 года (утверждаем), новая средняя ракета… Это будет основной «фишкой» российско-казахстанского сотрудничества на Байконуре для дальнейшего использования, для всех других вопросов, — заявил Назарбаев.
Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил Астану, где в ходе переговоров были согласованы предложения сторон относительно будущего «Байконура» и наиболее важного совместного проекта «Байтерек». Последний предполагал использование российско-украинской ракеты-носителя «Зенит», но из-за ситуации на Украине от этого плана пришлось отказаться.
В результате появилась другая идея — создать в России новую ракету того же класса, что и «Зенит» — грузоподъемностью в 10−16 тонн. Разработка ракеты-носителя (РН) «Сункар» (по-русски — «Сокол») предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Сколько денег в проект сможет внести Казахстан, неизвестно. Но неоднократно отмечалось, что пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».
Отметим, что в июне 2016-го гендиректор выпускающего ракетные двигатели НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов заявил, что разрабатываемая в России ракета среднего класса «Феникс» может получить двигатель РД-180 — такой же применяется в американских носителях Atlas.
В апреле 2015 года агентство ТАСС сообщило, что Роскосмос в течение 2016−2017 годов подготовит техническое задание на разработку РН среднего класса, а с 2018 года планируется приступить к ОКР «Феникс». С 2018 по 2025 год Роскосмос планирует направить на эти работы свыше 30 млрд рублей. Отмечалось, что ракета сможет в дальнейшем послужить блоком для создания тяжелой или сверхтяжелой ракеты и использоваться как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара».
И здесь возникает вопрос: зачем России разрабатывать новую ракету-носитель практически с ноля при уже существующей долгожданной РН «Ангара»?
Ракеты-носители делятся на три класса. Легкий — это уже не использующиеся РН «Космос» (масса полезной нагрузки до 1500 кг), «Циклон-3» (масса ПН, выведенного на приполярную круговую орбиту на высоте 200 км составляет 3,6 т; для высоты 1000 км — 2,5 т). Средний класс — это РН «Союз-2» (масса ПН, выводимой на низкую орбиту Земли — от 2 800 кг до 9 200 кг). К нему же относят и ракеты-носители «Зенит-2» (полезная нагрузка на высотке 200 км — 13,7 т), перспективы которых достаточно туманны, в том числе и из-за ситуации на Украине. Ракеты-носители грузоподъемность 20 тонн и более — это тяжелый класс, который у нас представлен ракетой «Протон-М» (23 т).
В этой классификации «Ангара» стоит несколько особняком, потому что это модульная ракета, которая может быть лёгкой, средней и тяжелой. РН находится в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 тонн («Ангара-А7»): в состав «Ангары-1.2» (впервые пуск был осуществлен 9 июля 2014 года) входят два универсальных модуля, «Ангары-А3» (не летала) — четыре, «Ангары-А5» (пуск произведен 23 декабря 2014 года) — шесть, «Ангары-А7» — семь. То есть, на базе этой схемы на одних и тех же блоках можно «набрать» РН любого класса с соответствующей полезной нагрузкой. Кроме того, если раньше для каждого класса ракет нужно было строить довольно дорогостоящую стартовую площадку, то в ситуации с «Ангарой» — «старт» один для всех.
По дальнейшей совместной эксплуатации «Байконура» с казахстанской стороны поднимались вопросы, связанные с экологией, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Но я бы не назвал их технически обоснованными: от компонента ракетного топлива — гептила — еще никто не пострадал, исключая взрывы, которые случаются на любом производстве, но и они были очень давно. Что касается перспектив проекта «Байтерек», который был задуман еще больше 10 лет назад, то о них крайне сложно говорить. Проект требует вложений как со стороны РФ, так и со стороны Казахстана, а в нынешней экономической ситуации выделение средств далеко не очевидно. Тем более у нас еще не решены проблемы с «Восточным».
Таким образом, все упирается в возможности двух государств, а, как известно, чем дольше проект реализуется, тем больше он требует денег. Скажем, у нас для того, чтобы побыстрее сдать в эксплуатацию «Восточный», решено было ставить площадку для РН «Союз», которых у нас и так достаточно. А надо было ставить площадку под «Ангару», чтобы она летала чаще.
— Какие выгоды получат стороны в случае реализации проекта «Байтерек»?
— Мы сможем продолжать выполнять проекты, Казахстан политически выйдет в число космических держав, что позволит ему запускать ряд нагрузок, например, аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Но пока нет вообще никаких технических характеристик будущей ракеты. В целом, обстановка не очень благоприятная. Тем не менее, по всем техническим параметрам, Казахстану выгоднее всего продолжать сотрудничать с нами, поскольку на «Байконуре» есть инфраструктура, технологии отработаны. Даже в случае с реализацией проекта «Байтерек» речь идет всего лишь о доработке существующих площадок, а не строительстве новой.
— Информация о ракете для комплекса в открытой печати сильно разнится: от совсем новой ракеты до доработки уже существующей. Но, судя по всему, речи об «Ангаре» вообще не идет…
— В последнее время действительно наблюдается изобилие проектов ракет-носителей, и не только для проекта «Байтерек». Как уже говорил, технических характеристик ракеты «Сункар» не предоставлено, и в основе проекта — карандашные рисунки, никаких опытных работ с «железом» не проводилось.
Лично меня удивляет обилие проектов, и это при том, что количество полезных нагрузок не увеличивается, а наоборот — снижается. Это касается как коммерческих пусков, так и запусков в рамках Федеральной космической программы (она удовлетворяется всеми существующими ракетами-носителями). С идеями явный перебор.
— Теоретически модификация «Ангары» может быть использована в рамках российско-казахстанского проекта?
— Вполне. «Ангару» можно критиковать, и сейчас вокруг нее страсти не утихают, однако у этой ракеты есть одно весомое преимущество перед всеми другими бумажными проектами — она уже сделана. Ведь речь идет не только об одной ракете, а целой цепочке — РН, стартовый комплекс, производство, соответствующее уникальное оборудование для каждого типа ракеты. А у нас уже всерьез рассуждают о ракетах сверхтяжелого класса, для которых нагрузок вообще нет.
Так что Роскосмос должен определиться, что он намерен в дальнейшем делать и для чего — в условиях непростой экономической ситуации. Но понятно, что ряд проектов, о которых говорится в СМИ, появились уже после того, как была принята программа на 10 лет. И они представляют собой творчество отдельных предприятий, которые всегда делают эскизные проекты.
Хотя предложение о расширении продуктовой линейки ракеты-носителя «Протон», озвученное в сентябре, представляется достаточно интересным, поскольку позволит улучшить положение на мировом рынке запусков и продолжить конкуренцию. Тем более что расширить линейку РН «Протон» сравнительно легко. А делать новую ракету дорого и долго. И может получиться так, что к тому моменту, когда проект будет завершен, для него не смогут найти нужного объема нагрузок. У нас уже есть печальный опыт с орбитальным кораблем-ракетопланом «Буран»: он был сделан за огромные деньги, но полезных нагрузок для него не нашлось.
Антон Мардасов
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Читайте нас: