8 января делегация Федерации абхазских ассоциаций Турции (Abhazfed) обсуждала в Анкаре с депутатами Великого национального собрания (парламента) актуальные вопросы сохранения культурного наследия, деятельности ассоциаций и общественной работы. Визит проходил под председательством генерального председателя Федерации Явуза Илкучара. В состав делегации также вошли представитель Абхазии в Турции Ибрагим Авидзба, заместитель генерального председателя Федерации Ибрагим Акар, генеральный секретарь Шамиль Зерен и заместитель председателя Бюлент Барыш. Глава комитета по иностранным делам ВНСТ Турции Фуат Октай пожелал новому руководству Abhazfed успехов, отметив важность развития социальных и экономических отношений Турции с родственными общинами и с Республикой Абхазия.
Несмотря на отсутствие официального признания, с начала 1990-х годов у Абхазии сохранились весьма тесные контакты с диаспорой на турецкой территории, в основном сформировавшейся в XIX в. на фоне Кавказской войны (1817-1864 гг.), затяжного противостояния Российской и Османской империй, Лыхненского восстания, 160-летие которого отмечается в текущем году, и т. д. Драматические события прошлого находят отклик не только в научных статьях и газетной публицистике, но и порою в официальном дискурсе.
Официальных оценок числа проживающих в Турции потомков мухаджиры абхазского (и не только) происхождения нет. Те, кто именует себя турецкими абхазами, по преимуществу живут вдоль южного побережья Чёрного моря, включая города Синоп, Самсун, Сакарья, Трабзон, Зонгулдак. В 2014 г. тогдашний председатель Abhazfed Рамазан Дженгиз Коч заявлял, что в Турции «живут от 500 000 до 700 000 абхазов», включая сюда родственных абазин и убыхов. Турецкие власти оценивали носителей абхазского языка в стране к середине 2010-х менее чем в 20 000 человек. К слову, по специальному закону 2012 г. детям-абхазам разрешено изучать в школах абхазский язык. Но разные турецкие источники оценивают фактическую численность абхазской диаспоры в Турции (с учетом родственных народов) даже до 1 млн чел.

После признания Республики Абхазия Российской Федерации в качестве независимого государства о контактах с Анкарой в 2009 г. сообщал тогдашний министр иностранных дел республики Сергей Шамба. В частности, речь шла о «прошедших переговорах об организации постоянного транспортного сообщения с Турцией». В 2023 г. сообщалось о планах запуска небольшого грузового парома из Сухума в турецкий порт Унъе периодичностью 1 раз в 10 дней (в обе стороны), однако «альтернативы морскому плечу из Турции в Новороссийск» явно не получилось.
В январе 2022 г. глава представительства Абхазии в Турции Ибрагим Авидзба рассказывал о визите в республику делегации турецкой абхазской диаспоры, назвав его «многообещающим». Гости встречались с представителями МВД, службы госбезопасности и госкомитета по репатриации по вопросам «упрощения получения этническими абхазами, проживающими в Турции, абхазских паспортов, чтобы они без оформления виз могли приезжать в Абхазию через Россию». «Мы встречались, чтобы ускорить выдачу паспортов. Определены первоочередные шаги по ряду вопросов», – подчеркнул тогда Авидзба. Он упоминал и о «начатом возвращении» из Турции в Абхазию этнических абхазов, но без цифр.
Сообщается также о более частых контактах абхазских и турецких политиков примерно с середины 2010-х годов. В ноябре 2024 г. поддержку теперь уже бывшему президенту Аслану Бжании публично высказывали глава совета старейшин при Федерации абхазских культурных центров в Турции Юмит Атейба, глава турецкого отделения действующего с начала 1970-х гг. «Всемирного абхазо-абазинского конгресса» Бюлент Авидзба, представители ряда политических партий Турции (например, главной оппозиционной Республиканской народной партии).

Ещё в 1996 г. Турция установила вроде бы эмбарго на торговлю со страной, которую она не признавала и до сих пор не признаёт. Но, как следует из документов Абхазского государственного таможенного комитета (2024 г.), «торговля осуществляется путём морского сообщения. Таможенное оформление и контроль грузов осуществляются в морских портах г. Сухума, г. Очамчиры, г. Пицунды». Большая же часть турецких товаров попадает на абхазский рынок вовсе не через эти порты, а через Сочи или через соседние районы Грузии. При этом Турция – де-факто второй после России торговый партнёр приморской республики. Вероятно, активизации торгово-экономических связей в регионе будет способствовать запуск в Гальском районе Абхазии, у моста через Ингур (не признаваемая официальным Тбилиси граница с Грузией) автотранспортного терминала с целью частичной разгрузки Верхнего Ларса, где регулярно образуются очереди и есть риск погодных срывов с переориентацией части транзита, в том числе связанного с интересами Армении, Турции, Ирана, Азербайджана, Индии и других стран, на новый маршрут. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе допускает возможность использования транзитного маршрута на основе российско-грузинского соглашения от 9 ноября 2011 года «О механизме таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», подписанного Москвой и Тбилиси при участии администрации Обамы в процессе непростых переговоров о снятии грузинской стороной возражений по вступлению РФ в ВТО. Позиции Сухума и Тбилиси по-прежнему кардинально различаются, однако пересечение экономических интересов может создать поле дискуссий взамен канувших в лету Международных дискуссий в Женеве по безопасности и стабильности в Закавказье, утративших актуальность ввиду зацикленности евроглобалистов на идее милитаризации в противостоянии с Россией.
По имеющейся информации, диаспора и сама Абхазия представлены в Турции минимум пятнадцатью неправительственными организациями, через которые налажены каналы двустороннего взаимодействия. Несмотря на некоторые новации последнего времени, ни одной из этих структур деятельность в Абхазии пока не ограничена. С 2010 г. в Турции официально действуют Федерация абхазских культурных центров (президент – ветеран Отечественной войны народа Абхазии Яуз Атрышба) и Совет абхазских старейшин с 22 представительствами (дернек) в местах компактного проживания абхазов, в том числе два на северо-западе Грузии. Организация устраивает регулярные съезды, пресс-конференции, историко-культурные мероприятия и др. И действующая власть, и оппозиция в республике разделяют единое мнение о безальтернативности сотрудничества с Россией.
С 2015 года в Абхазии действует турецкий благотворительный фонд Sadakatasi – местное подразделение одной из наиболее разветвлённых турецких НКО, представленной более чем в 20 странах Европы, Африки и Ближнего Востока, активно вовлекающей в свою деятельность местных жителей, особенно молодёжь. Именно этот фонд лоббирует и частично финансирует переселение в Абхазию или длительное пребывание там потомков мухаджиров, давно оторванных от родины и едва ли способных полноценно интегрироваться в местное общество. Можно уверенно предположить, что они будут продвигать интересы «новой Родины» и, не исключено, что их сверхзадача – постепенно продвигаться на руководящие должности в различных секторах экономики, общественной жизни, государственного управления с далеко идущими последствиями.












