Российский посол: Москва не намерена аннексировать Гренландию
Посол РФ в Дании Владимир Барбин, высказываясь по поводу заявления Дональда Трампа о том, что в случае отказа США от установления контроля над Гренландией это якобы может сделать Россия или Китай, подчеркнул отсутствие у российской стороны каких-либо претензий или интересов территориального характера в отношении острова.
«Россия не вынашивает агрессивных планов в отношении своих соседей по Арктике, не угрожает им военными действиями, не занимается их шантажом и не претендует на захват их территории», — сказал дипломат на просьбу подтвердить, что у Москвы нет никаких притязаний на Гренландию.
Российский посол также обратил внимание на заявление министра иностранных дел Дании Ларса Лёкке Расмуссена, сделанное им 14 января на пресс-конференции в Вашингтоне, в ходе которой глава датского внешнеполитического ведомства отметил, что ни со стороны России, ни со стороны Китая не исходит какой-либо угрозы для Гренландии.
«Тем не менее страны НАТО, включая Данию, широко используют фетиш российской или китайской угрозы для милитаризации Арктики. Затягивая НАТО в Арктику, в том числе на Гренландию, Дания продвигает конфронтационные подходы, которые всегда ведут не к укреплению, а ослаблению безопасности и повышению военной напряженности в регионе», — констатировал Барбин.
Журналист Полина Реутова в своём телеграм-канале «Оптимистка в штатском» подчеркнула, что расстроена заявлением российского посла.
«Меня заявление нашего посла, честно говоря, расстроило. Не потому, что я внезапно проснулась с мечтой о присоединении Гренландии. Таким манером мы заранее лишаем многострадальный народ, веками находившийся под колониальным, подлым гнётом — прежде всего, британского и шире — атлантического мира — даже теоретической возможности избавиться от самых мерзких конгломератов имперского типа и перейти в нормальную цивилизацию. То есть — к нам. А вдруг люди хотят в Россию? Вдруг гренландцы мечтают достойно выйти из ситуации, где их уже открыто делят через мемы в Белом доме, как оленей на пастбище? А мы просто лишаем целый народ надежды и говорим, что «нет, к себе брать не будем». Зачем так жестоко? И давайте честно: усиление нашего собственного присутствия в Арктике, за которую сейчас идёт такой махач, нам бы тоже не помешало. Это, в конце концов, важнейшее стратегическое направление, и мы сами, без попытки даже помыслить про потенциальный позитивный геополитический вектор, зачем-то отрубаем его от себя. Я не согласна!» — высказалась Реутова.
14 января в Вашингтоне прошли переговоры министров иностранных дел Дании и Гренландии Ларса Лёкке Расмуссена и Вивиан Моцфельдт с вице-президентом США Джей Ди Вэнсом и государственным секретарём Соединённых Штатов Марко Рубио. Позднее Расмуссен сообщил, что в ходе этих консультаций датской стороне не удалось добиться от американских властей отказа от курса на присоединение Гренландии. Дональд Трамп ранее неоднократно высказывался о необходимости вхождения острова в состав США. Ещё в период своего первого президентского срока он выступал с инициативой его выкупа, а в марте 2025 года выразил уверенность в возможности аннексии Гренландии. На текущей неделе американский президент вновь заявил, что в случае отказа США от установления контроля над островом это могут сделать Россия или Китай, подчеркнув при этом своё намерение не допустить такого развития событий и добиться перехода Гренландии под американский контроль.
Гренландия является автономной территорией в составе Дании. В 1951 году Вашингтон и Копенгаген, помимо обязательств в рамках НАТО, заключили Договор о защите Гренландии, согласно которому Соединённые Штаты взяли на себя обязанность обеспечивать оборону острова в случае возможной агрессии.













