ИИ-оптимизация в банковской сфере: реальность или паника?

В Евросоюзе в течение ближайших 5 лет свои рабочие места покинут 200 тыс. банковских сотрудников, пишет Financial Times со ссылкой на прогноз Morgan Stanley. Их заменит искусственны интеллект. Прогноз охватывает 35 крупнейших кредитно-финансовых институтов ЕС, и, соответственно, 10% их совокупного штата. Как прогнозируют аналитики Morgan Stanley, благодаря внедрению ИИ эффективность в этих сегментах вырастет на 30%.
Но 10% - это «в среднем по больнице». К примеру, по данным из открытых источников, голландский банк ABN Amro намеревается распрощаться с 20% штата уже к 2028 году.
Сокращения грозят не только банковским клеркам из Европы. В сентябре 2025 года Bloomberg прогнозировал сокращения 200 тыс. банковских сотрудников банков Уолл-стрит. А это крупнейшие банки, которые, по мнению аналитиков, «правят финансовым миром». Goldman Sachs, помимо сокращений, предупреждал о заморозке найма новых работников, так как ожидал эффекта от внедрения ИИ-модели OneGS 3.0. Citigroup и JPMorgan Chase & Co ожидают сокращения числа сотрудников на 3%.
Как пишут источники, 10%-ное сокращение в европейском банковском сегменте - это самая значительная реструктуризация банковского сектора, которая происходит из-за проникновения ИИ. Тем не менее, столько массовая ликвидации рабочих мест имеет и другие причины, которые обратили на себя внимание регуляторов. К примеру, в США в 2021 году число банковских отделений уменьшилось почти на 3 тыс., в 2022 году – более чем на 1800, в 2023 – чуть более, чем на 1400. Причины – цифровизация услуг и сокращение издержек из-за пандемии COVID-19.
В ЕС и Великобритании в последние годы ежегодно закрываются 5–7 тыс. банковских офисов, что заставило мегарегуляторов поволноваться. В 2022 году Европейский центробанк выступил с заявлением, в котором говорилось, что высокие темпы закрытия банковских ограничивают клиентов в получении необходимых финансовых услуг.
Палата лордов Великобритании обсуждала эту же проблему в 2024 году.
Банки Уолл-стрит опомнились, объявив о миллиардных инвестициях на расширение филиальной сети. Так, PNC Financial Services обещала потратить к 2028 году около $1 млрд на открытие более 100 новых офисов, JPMorgan Chase – инвестировать в открытие 500 новых розничных отделений к 2027 году и нанять для работы в них около 3,5 тыс. новых сотрудников.
Тренд не обошел вниманием и азиатский банковский сектор. DBS Bank (Сингапур), один из крупнейших банков в Юго-Восточной Азии и в Азии в целом, пригрозил сокращением 10% персонала (около 4 тыс. сотрудников) в течение ближайших трех лет. Тем не менее, штатных сотрудников просили не беспокоиться – своих мест лишатся временные и контрактные работники.
В России самый крупный кейс – у Сбера, который публично обещал сократить 20% штата еще до начала 2026 года. Речь, правда, шла лишь о персонале центрального аппарата банка, эффективность которого собирались определять с помощью ИИ. По информации из открытых источников, численность сотрудников центрального аппарата Сбербанка к августу 2025 года составляла около 40 тыс. человек. Тем не менее, заявил глава Сбера Герман Греф, объявленное сокращение станет мощным сигналом для всего российского рынка труда и началом «эры масштабной ИИ-оптимизации».
Аналитики полагают, что на рынках ЕС и США сокращение в банковском сегменте – часть глобального тренда, связанного со стагнацией в экономике и угрозой банковского кризиса в США. К примеру, в Штатах завершившийся 2025 год отметился рекордом по увольнениям в целом. С начала 2025 г. по ноябрь месяц американские компании сократили штаты своих сотрудников почти на 1,1 млн. человек. Это на 65% больше, чем за аналогичный период 2024 года, и на 44% больше, чем за весь 2024 год.
В Германии, сообщает Global Euronews, тренд последних трех лет только усиливается. За первую половину 2025 года местные компании намеревались сократить 37,7 тыс. рабочих мест, поставив рекорд с «пандемийного» 2020 года. Чипмейкер STMicroelectronics объявил о сокращении штата на 5 тыс. сотрудников к 2028 году. Lufthansa до 2030 года ликвидирует 4 тыс. позиций. В целом, по итогам 2025 года, прогнозировали экономисты, уровень безработицы в ЕС может достичь 7,5%.
Несмотря на масштабные цифры грядущих сокращений, речи о каких-то революционных изменениях благодаря ИИ и массовых вытеснениях человеческого фактора с рынка труда не идет. По крайней мере, пока. В банковском секторе ИИ готовы доверить лишь рутинные операции. Алгоритмы заменят сотрудников в таких сегментах, как бэк-офисные операции, управление рисками и соблюдение нормативных требований, поскольку гораздо быстрее справляются с обработкой данных.
С другой стороны, на глобальном рынке резко вырос спрос на специалистов в области ИИ. Корпорация Google, например, в январе 2023 года поразившая общественность сообщением о гигантском сокращении 6% своих сотрудников (12 тыс. человек), снова набирает штат, в том числе приглашая на работу некогда уволенных. В течение 2025 года в штат вернулись 20% ранее «оптимизированных» инженеров по ИИ.
Сингапурский DBS Bank планирует создать 1 тыс. новых позиций в сфере ИИ.
Потребность российской экономики, в том числе и банковского сектора, в ИИ-кадрах, по оценкам J’son Partners Consulting, выросла в прошлом году примерно на 18%. За 2024 год, согласно исследованию SuperJob, спрос на специалистов со знанием нейросетей в России вырос в три раза. Работодатели ждут ИТ-инженеров, ИТ-разработчиков, системных архитекторов, аналитиков и других прикладных специалистов, которые создают и интегрируют ИИ-решения.














