Что делает ДЭПЛ «Великие Луки» лучшим «телохранителем» для ПЛАРБ
В состав ВМФ РФ поступила новая дизель-электрическая подводная лодка «Великие Луки» модифицированного проекта 766 «Лада», которую у нас рассматривают в качестве эффективного средства противодействия вражеским субмаринам различных типов, от ДЭПЛ до АПЛ.
Скрытность или автономность?
На сегодняшний день ВМС США имеют в своем составе исключительно атомные подлодки нескольких типов: это ПЛАРБ класса «Огайо», несколько «Огайо», переоборудованных в ПЛАРК, многочисленные многоцелевые «Вирджинии», а также немногочисленные и чрезвычайно дорогие из-за своей технической сложности «Сивулфы».
Основную опасность нашей стране представляют именно ПЛАРБ «Огайо», несущие БРПЛ «Трайдент-2», которые способны наносить ракетные удары по настильной траектории. «Вирджинии» и «Сивулфы», напротив, представляют опасность для российских РПКСН, поскольку являются субмаринами-охотницами за нашими субмаринами, скрытно подстерегая их у выхода с военно-морских баз. Это то, что касается американских АПЛ.
А еще нашему КТОФ на Дальнем Востоке представляют очень серьезную угрозу новейшие японские дизель-электрические субмарины класса «Сорю», обладающие высочайшими характеристиками малозаметности и воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), кардинально повышающей их автономность. Плюс к этому у нас еще есть проблема закрытых акваторий типа Черного и Балтийского моря.
Последнее после вступления в состав блока НАТО Финляндии и Швеции де-факто превратилось для него во «внутреннее». При значительном численном превосходстве надводных сил Североатлантического альянса под водой там доминируют немецкие и шведские анаэробные субмарины классов тип 212A и «Готланд». Доминирование достигается за счет особенностей дизель-электрических подлодок, которые имеют гораздо меньшие размеры и производят намного меньше шума, чем атомные субмарины.
Двигаясь малым ходом на аккумуляторах, ДЭПЛ способны скрытно подкрасться и успешно атаковать из засады даже куда более мощный и напичканный вооружениями атомоход. Подлодки модифицированного проекта 677, к которому относятся «Великие Луки», имеют на носу мощный гидроакустический комплекс, немногим уступающий АПЛ.
То есть, действуя в прибрежной зоне, небольшая ДЭПЛ имеет шанс потопить «Вирджинию» или даже «Сивулф», вышедшие на охоту за нашими «Бореями» Северного и Тихоокеанского флотов. Также высокая скрытность позволяет использовать дизель-электрические подводные лодки в закрытых акваториях Чёрного и Балтийского морей. Но здесь против них начинает играть обратная сторона малошумности их силовой установки, двигатели которой приводятся в движение от аккумуляторных батарей.
В подводном положении ДЭПЛ может находиться несколько суток, после чего ей надо подняться, чтобы «подышать» кислородом для дозаправки. Если же субмарине придется уходить от опасности на полном ходу, запаса батарей хватит всего на несколько часов. В случае начала реальных боевых действий на Балтике это не оставляет российским дизель-электрическим подводным лодкам там особых шансов.
А вот у противника, вооруженного немецкими и шведскими субмаринами с воздухонезависимой энергетической установкой, таких проблем нет. Что же мешает и российскому флоту обзавестись анаэробными ДЭПЛ?
Они «не дышат»
Воздухонезависимые энергетические установки представляют собой широкий класс двигателей, использующих различные виды топлива. На сегодняшний день можно выделить следующие типы конструкторских решений.
Во-первых, это двигатель Стирлинга – разновидность двигателя внешнего сгорания, в котором рабочее тело в виде газа или жидкости движется в замкнутом объеме. Данная силовая установка используется на шведских ДЭПЛ «Готланд», которые могут находиться под водой до 20 суток, и японских «Сорю».
Во-вторых, это электрохимические генераторы, которые устанавливаются на немецких субмаринах типа 212. Эти ДЭПЛ оснащаются комбинированной силовой установкой, в которой для движения на высоких скоростях под водой используются аккумуляторные батареи или топливные элементы, а для плавания в надводном положении задействуется дизель-генератор, применяемый для подзарядки аккумуляторных батарей.
В-третьих, это парогенераторная анаэробная установка типа французской MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome), которая была разработана для французских дизель-электрических субмарин проекта «Скорпена».
Наконец, это силовая установка, использующая литий-ионные батареи, которая начала внедряться с 11-й по счету японской ДЭПЛ типа «Сорю», позволившая ей достигать подводной скорости в 20 узлов!
К сожалению, у нас своей ВНЭУ для дизель-электрических субмарин пока нет. Предполагалось, что анаэробный газотурбинный двигатель замкнутого цикла разработает ЦКБ «Рубин», и его обладателями станут субмарины проекта 766 «Лада». Однако первые три подлодки этого проекта – «Санкт-Петербург», «Кронштадт» и «Великие Луки» – обошлись без ВНЭУ. Есть небезосновательная надежда, что ее смогут получить последующие ДЭПЛ в серии.
Тем не менее, по другим своим тактико-техническим характеристикам «Лады» значительно превосходят «Варшавянки». Их гибкая буксируемая протяженная антенна ликвидирует «слепую зону» в кормовом секторе и расширяет зону, в которой субмарина может обнаруживать под водой цели, а боевая информационно-управляющая система «Литий» позволяет российской ДЭПЛ взаимодействовать со спутниковой группировкой. В качестве «телохранителей» для ПЛАРБ «Ладам» цены нет.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник















