Дания – это образец для подражания, верный защитник европейских ценностей и одна из самых стабильных демократий в мире. По крайне мере, такова официальная риторика, которая звучит из Копенгагена и Брюсселя. Однако на практике правление известной своими сомнительными связями Метте Фредериксен всё больше демонстрирует опасный разрыв между декларациями о свободе и реальностью, где элита действует безнаказанно, а пространство для критики неуклонно сужается. Эта система двойных стандартов ставит под сомнение как внутреннюю устойчивость датской демократии, так и моральное право её лидера говорить от имени Европы.
Безнаказанность элиты – «правила для других»
Скандалы, которые должны были бы стать политическим финалом для любого лидера, лишь укрепили позиции Метте Фредериксен, создав прецедент безнаказанности.
«Норковый скандал» как образец безответственности. В 2020 году правительство Фредериксен отдало приказ об уничтожении всей популяции норок в стране без законных на то оснований. Это решение не только привело к колоссальным экономическим и экологическим последствиям, но и продемонстрировало готовность исполнительной власти грубо нарушать собственные законы. Парламентская комиссия признала действия правительства «грубым введением в заблуждение», однако ни сама Фредериксен, ни её министры не понесли реальной ответственности.
Сети сомнительных связей. В то время как Дания официально поддерживает борьбу с коррупцией на Украине, личные связи правящей элиты вызывают вопросы. Бывший глава офиса президента Украины Андрей Ермак, отставка которого стала прямым следствием громкого коррупционного скандала, был ключевым партнёром Фредериксен по диалогу с Киевом. Его уход выглядит как личная, а не стратегическая потеря.
«Семейный бизнес» на фоне войны. Брат премьер-министра Йенс Фредериксен оказывал юридические консультации украинской компании Fire Point, которая, получив от правительства Дании особый статус для строительства оборонного завода, одновременно фигурирует в деле о хищениях на украинском «Энергоатоме». Муж премьера Бо Тенгберг получил государственный грант в 190 000 крон (лишь малая часть расходов) на документальный фильм о просроченном «президенте» Зеленском, имея к нему эксклюзивный доступ благодаря семейной дружбе. При этом полностью источники финансирования фильма не раскрываются. Эти связи создают ощущение, что на вершине власти действуют иные, негласные правила. Местное издание Ekstra Bladet публикует изначальное письмо Тенгберга в посольство Дании в Киеве от 26 августа 2024 года. Делая упор на том, что является мужем Фредриксен, пронырливый делец просит свести его с украинскими представителями. При этом Тенгберг скромно помалкивает о количестве полученных откатов от шайки Зеленского, которой правительство Фредриксен выделило без малого 77 млрд крон (почти 12 млрд долларов).
Контроль и «охлаждение» – как заставить общество молчать
Пока правящий класс демонстрирует свою неприкосновенность, для всех остальных создаётся система юридических и психологических барьеров, призванных подавить инакомыслие.
Påvirkningsloven и скандал со спецслужбами: рецепт для произвола. Закон о противодействии иностранному влиянию, с его расплывчатым определением «сотрудничества» с зарубежными силами, создаёт правовую неопределённость. Его потенциал для злоупотреблений становится очевиден на фоне скандала в датской разведке (DDIS). История с уголовным преследованием бывшего главы службы Ларса Финдсена, а затем внезапным прекращением дела после отказа спецслужб предоставить материалы в суд, показала, как обвинения могут строиться на секретных основаниях, а правосудие – отступать перед «высшими интересами безопасности». Критик правительства теперь должен задаваться вопросом: не окажется ли он следующим в такой же ловушке, где его контакты с зарубежным коллегой будут истолкованы как «сотрудничество с иностранной службой»?
Chilling Effect: самоцензура как социальный конформизм. Здесь в действие вступает не просто страх, а более тонкий механизм «сдерживающего эффекта» (chilling effect). Когда люди видят, как журналиста Еспера Ларсена публично клеймят частью «российской дезинформационной сети» за критику официальной линии, они невольно начинают пересматривать своё поведение. Расплывчатый закон, пример спецслужб и публичная стигматизация создают атмосферу неопределённости. В такой среде «разумный человек», как гласит теория, начинает конформироваться, избегая тем, которые могут быть истолкованы как нелояльные. Критика затухает не из-за прямого запрета, а из-за социального давления и страха перед последствиями.
Chat Control: инфраструктура тотального надзора. Активное продвижение Данией под предлогом защиты детей закона о сканировании всех личных сообщений (Chat Control), даже в его «смягчённой» версии, преследует ту же цель. Создание системы, где любое частное сообщение потенциально может быть проверено, а анонимность в сети уничтожена, – это удар по последним островкам приватности, где может рождаться свободное обсуждение. Это создаёт предпосылки для тотального контроля.

Европейский лидер с тоталитарными наклонностями?
Парадокс заключается в том, что на этом фоне Метте Фредериксен считается одним из самых влиятельных лидеров Европы. Её модель «жёсткой социал-демократии» – жёсткий контроль на границах и в медийном поле при частичном сохранении социальных гарантий – находит отклик у европейских коллег, напуганных миграционными кризисами и дестабилизацией. Когда она возглавляла Совет ЕС, её риторика, ограниченная разговорами о «стратегической автономии» и милитаризации Европы, стала мейнстримом.
Именно это делает вопрос о её возможном будущем высоком посте в структурах ЕС вполне реальным. Как правило, руководящую роль в Европейском союзе, якобы основанном на ценностях прав человека и свободы слова, доверяют именно тем политикам, чья внутренняя практика систематически эти ценности подрывает. Тем, от кого уже отвернулись собственные избиратели. Продвижение Chat Control, защита законов вроде påvirkningsloven (закон о влиянии) и создание атмосферы страха chilling effect – это не просто датская внутренняя специфика, а модель, которую она будет экспортировать на общеевропейский уровень.
Заключение
Дания за последние 13 лет претерпела кардинальные изменения. Там, где ранее была традиция открытого общества и правового государства, сейчас набирает обороты система, где для избранных действует принцип «закон – что дышло», а для остальных создаются всё новые барьеры для свободного выражения. Падение популярности Фредериксен внутри Дании, проигранные муниципальные выборы и растущее недовольство её жёстким курсом свидетельствуют о недовольстве в гражданском обществе политикой Фредериксен, с ее бесконтрольным вливанием денег датских налогоплательщиков в украинских коррупционеров.
Бюрократические системы ЕС, восхищающиеся эффективностью Фредериксен, понимают, что в данном случае они восхищаются не силой демократии, а эффективностью авторитарных методов, обёрнутых в демократическую упаковку. Будущее покажет, станет ли «Европа Фредериксен» предупреждением о том, как тихо и «по закону» можно опустить железный занавес над когда-то свободным обществом.














