Центробанк понизил ключевую ставку до 16%. Что говорят эксперты?
Совет директоров Центрального банка России на заседании 19 декабря принял решение снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов — с 16,5 до 16% годовых.
Регулятор отметил, что экономика продолжает постепенно возвращаться к траектории сбалансированного роста. Устойчивые показатели текущего роста цен в ноябре продемонстрировали снижение, однако в последние месяцы инфляционные ожидания населения и бизнеса несколько увеличились. Одновременно сохраняется высокая кредитная активность. Также указывается, что в октябре—ноябре текущий рост цен с учётом сезонной корректировки замедлился в среднем до 4,6% в годовом выражении после 6,6% в третьем квартале 2025 года.
Смягчение денежно-кредитной политики продолжается с июня: это уже пятое подряд снижение ключевой ставки. Во второй раз регулятор выбирает умеренный шаг, ограничиваясь снижением на 50 базисных пунктов. На этот раз решение Центрального банка в целом совпало с ожиданиями рынка. Согласно консенсус-прогнозу РБК, 24 из 30 опрошенных аналитиков крупных российских банков и инвестиционных компаний предполагали снижение ставки именно до 16%. Шесть экспертов ожидали более существенного шага — на 100 базисных пунктов, до 15,5% годовых. При этом семь участников опроса допускали альтернативный сценарий с сохранением ставки на уровне 16,5%.
Ключевым фактором в пользу снижения ключевой ставки регулятор назвал замедление инфляции. По оценке Банка России на 15 декабря, годовая инфляция составила 5,8%, а по итогам 2025 года ожидается на уровне ниже 6%.
«В последние месяцы на динамику текущих темпов роста цен значимо влияли волатильные позиции. Среди них моторное топливо и плодоовощная продукция. Ценовая динамика остается неоднородной по компонентам потребительской корзины. Инфляционные ожидания несколько выросли. Их сохранение на повышенном уровне может препятствовать устойчивому замедлению инфляции», — сообщил регулятор.
В то же время, по оценкам Банка России, на среднесрочном горизонте проинфляционные риски по-прежнему остаются преобладающими по сравнению с дезинфляционными.
«Основные проинфляционные риски связаны с более длительным отклонением российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста и высокими инфляционными ожиданиями, эффектами от повышения НДС и регулируемых цен, а также с ухудшением условий внешней торговли. Дальнейшее снижение темпов роста мировой экономики и цен на нефть в случае усиления торговых противоречий может иметь проинфляционные эффекты через динамику курса рубля. Значимым фактором неопределенности остается геополитическая напряженность. Дезинфляционные риски связаны с более значительным замедлением внутреннего спроса», — отмечается в пресс-релизе.
Основатель компании Pinigina Consulting Светлана Пинигина отметила, что снижение ключевой ставки Банка России до 16% стало ожидаемым решением на фоне замедления темпов роста годовой инфляции и с учётом недавнего позитивного прогноза регулятора.
«В декабре годовая инфляция замедлилась до 5,8%. И до конца года мы видим тенденции к продолжению замедления темпов экономического роста, что позволяет говорить о движении в оптимистичном направлении, несмотря на кажущуюся общую нестабильность рынка», — отметила эксперт.
Заместитель генерального директора курорта «Лучи» Ольга Нарт заявила, что на текущем этапе Банк России исходит из необходимости учитывать широкий спектр факторов, оказывающих влияние на экономику, а не концентрироваться исключительно на уровне ключевой ставки.
«Именно поэтому текущее снижение до 16% было незначительным. Практика последних решений Банка России демонстрирует осторожный подход к изменению ключевой ставки», — указала эксперт.
Коммерческий директор ГК «Развитие» Виктория Анохина отметила, что снижение ключевой ставки стимулирует тех, кто откладывал покупку жилья в ожидании более выгодных условий. Вместе с тем, для полноценного восстановления спроса необходимо дальнейшее смягчение денежно‑кредитной политики. По её оценке, устойчивого спроса на жильё можно ожидать при ипотечных ставках в диапазоне 10–12% годовых, что станет возможным только при уровне ключевой ставки Банка России около 8%.
«На текущем этапе ключевую роль в поддержании спроса играют государственные льготные программы ипотеки. Они позволяют приобретать жилье по ставкам существенно ниже рыночных. По мере снижения ключевой ставки ожидается постепенный переход спроса на рыночные условия», — отметила она.
Генеральный директор ГК «Садовое кольцо» Илья Колунов сказал, что однако по-настоящему массовым этот инструмент снова станет, когда ипотечные ставки достигнут 12%.
«Ожидаем, что в 2026 году ключевая ставка продолжит снижаться. Самый оптимистичный сценарий — снижение до 12% в течение 2026 года. Это позволит запустить период роста, ожидание которого затянулось, поскольку весь 2025 год прошел в режиме охлаждения и ожиданий снижения ставки и повышения доступности финансовых инструментов», — сказала Нарт.
Независимый инвестиционный советник Виктор Немихин охарактеризовал снижение ставки с 16,5 до 16% как чисто символическое и подчеркнул, что пока это не приведёт к существенным изменениям в экономике.
«Чтобы произошла существенная активизация кредитования и появилась адекватная ипотека, ключевая ставка должна снизиться до 12–12,5%», — заявил Немихин.
Он выразил сомнение в том, что мы дождемся такого снижения в 2026 году, но надежда на это всё-таки есть.
«Есть небольшое снижение инфляции в продуктах, но никакого снижения в услугах, в товарах долгосрочного пользования. Пока инфляционное давление достаточно сильное, и Центральный банк обращает внимание на это при принятии решения. Если тенденция, которая появилась, будет продолжаться, то в следующем году есть надежда, что мы дойдем до 12%. Это облегчит и кредитование», — добавил эксперт.
Немихин также не исключил, что в первом квартале следующего года ключевая ставка может подняться из-за повышения ставки НДС с 20 до 22%.
Доктор экономических наук, профессор Уральского государственного экономического университета Максим Марамыгин считает, что при сохранении ключевой ставки выше 10% годовых рассчитывать на улучшение инвестиционного климата в стране преждевременно. По его мнению, бизнес не станет массово привлекать кредиты для реализации своих проектов, пока ставка остаётся на столь высоком уровне.
«Увеличение НДС точно даст скачок инфляции минимум на 1,5%, сразу же в начале следующего года. Так что Банк России свою стратегию снижения ключевой ставки как минимум притормозит — дай Бог, чтобы не увеличил ее снова под лозунгом, что инфляция выросла. Я не исключаю, что ставка снова поднимется. Я не думаю, что ключевую ставку снова загонят в 21%. Но процента на 1,5, до 18, поднять могут. Что касается ставки в 10%, то пока не заговорили об увлечении НДС, можно было говорить, что где-то осенью 2026 года мы приблизимся к этому уровню. Но теперь я боюсь, что это будет уже 2027 год», — высказался Марамыгин.
Финансовый управляющий Виталий Калугин рассказал о последствиях снижения ключевой ставки для кредитов и вкладов, объяснив, какие изменения могут произойти на финансовом рынке в ближайшее время.
«Кредиты, может, и станут дешевле, но когда вам выдавали ипотечный кредит под ставку 21,5%, а будут — под 21%, это те же яйца, вид сбоку. Это окажется незамеченным в платежах. Депозиты они и так уже подняли, ставки по ним теперь спускать не будут. В банках денег не хватает, так что ставки там опускать не будут», — сказал Калугин.
Эксперт отметил, что резкого падения цен вследствие снижения ключевой ставки ожидать не стоит: снижение стоимости товаров, по его мнению, возможно лишь в январе из-за уменьшения спроса после новогодних праздников. Калугин также прогнозирует, что в следующем году ключевая ставка продолжит снижаться.
«Я думаю, что она будет снижаться со скоростью примерно по полпроцента на каждом заседании. Может, возьмут определенную паузу, и к концу или даже к середине года, если ничего не изменится, она может дойти до 14−15%. Но это опять же будет зависеть скорее от подавленного спроса, нежели чем от повышения НДС. НДС с инфляцией прибавит около 1%, но я боюсь, что падение спроса это полностью нивелирует», — заключил Калугин.














