Одним из главных достижений независимой Молдовы было включение в Конституцию страны принципа нейтралитета этого государства, запрещающего участие в военных блоках и пребывание на территории страны иностранных военных. Достаточно долгий срок это позволяло Молдове успешно избегать рисков быть втянутой в какой-либо вооруженный конфликт, при том что блок НАТО начал проявлять интерес к ней практически с момента провозглашения независимости и шаг за шагом вовлекать страну в свои программы. Об этом наглядно свидетельствует краткая хронология:
1992 – контакты в рамках Совета североатлантического сотрудничества (NACC), где Молдова впервые участвует в многостороннем диалоге по вопросам безопасности.
1993 – Молдова официально присоединяется к NACC.
1994 – Молдова подписывает рамочный документ «Партнёрство ради мира» (PfP), обязуясь сотрудничать с НАТО в оборонном планировании, военных учениях, преобразовании вооружённых сил. Начинается подготовка индивидуальных программ партнёрства (IPAP).
1997–1999: участие в учениях и миротворческой деятельности альянса. Молдова впервые участвует в военных учениях PfP, в том числе стрельбах, инженерных и медико-санитарных учениях. Создаются совместные группы по обучению и стандартизации.
2000–2003: стандартизация армии и первые элементы реформ. Начало процесса перехода к стандартам НАТО, внедрение натовских процедур планирования обороны. Запуск проектов по утилизации устаревших вооружений и боеприпасов.
2004 – Создание нового уровня сотрудничества: Молдова начинает формировать Индивидуальный план действия партнёрства (IPAP). IPAP стал самым глубоким форматом взаимодействия для государств, не стремящихся к членству, но желающих реформировать сектор обороны.
2006 – Подписание первого IPAP Молдова–НАТО.
2007 – в Кишинёве открыт Информационный центр НАТО, где проводятся программы обучения, публичные мероприятия, экспертная коммуникация. Молдова регулярно участвует в курсах, стажировках и совместных проектах, в т. ч. по медицине катастроф и инженерных подразделений. Открывается активная фаза дискуссий о модернизации молдавской армии в соответствии со стандартами НАТО.
Несмотря на закрепленный в Конституции принцип нейтралитета, руководство РМ, начиная с 2009 года, когда к власти пришли проевропейские партии, начало открытый, а порой и демонстративный курс на военное сотрудничество с НАТО. Первоначально этот курс выразился в участии молдавских военнослужащих в миротворческих контингентах в Боснии и Косово, а затем и в участии Национальной армии Молдовы в учениях стран-членов НАТО, как на их территории, так и на территории страны.
С приходом к власти Майи Санду и партии PAS процесс милитаризации страны и курс на противостояние с Российской Федерацией резко активизировался – военный бюджет вырос на 70%, и в Национальной армии начался открытый переход на военные стандарты НАТО.
Параллельно с этим, особенно начиная с 2022 года, в Молдову стали активно поступать различные виды вооружений, как нелетального, так и летального действия.
Учитывая, что эти процессы, мягко говоря, не сочетались, а порой и прямо противоречили закрепленному в Конституции Молдовы принципу нейтралитета, со стороны молдавских властей была развернута открытая пропагандистская кампания по дискредитации этого принципа и прямому втягиванию страны в орбиту НАТО. Это, в частности, хорошо просматривается в заявлениях высших официальных лиц республики.
Так, М. Санду в интервью газете Politico заявила, что «сейчас идёт серьёзная дискуссия… о нашей способности защитить себя. Сможем ли мы сделать это самостоятельно или нам следует стать частью более крупного альянса. И если мы в какой-то момент придем к выводу, что нам как нации необходимо отменить нейтралитет, это должно произойти посредством демократического процесса».
Представитель правящей партии PAS Нику Попеску (министр иностранных дел в 2019 г. и в 2021–2024 гг.) в феврале 2023 года выразил мнение, что конституционный нейтралитет недостаточен для обеспечения безопасности Молдовы. Он подчеркнул, что необходимы практические меры: укрепление обороноспособности, партнёрства, модернизация армии.
Михай Попшой (вице-спикер парламента, вице-председатель PAS, занимающий в данный момент пост министра иностранных дел) в интервью 20 февраля 2023 года заявил: «За последние 30 лет в республике полностью отсутствовали публичные дебаты о безопасности или нейтралитете страны… теперь власти хотят инициировать общественные дебаты по этим вопросам».
Позже в одном из своих заявлений он также выразил уверенность, что «никто не может лучше обеспечить безопасность ни одной страны евроатлантического региона, чем НАТО. И это касается и Молдовы».
Эта риторика молдавской власти получала также активную поддержку представителей европейского политического класса. «Молдова должна иметь максимально хорошие возможности для собственной обороны», – считает депутат европарламента от Румынии Зигфрид Мурешан. И это не просто мнение, а сигнал о том, что молдавские власти могут смело нарушать Конституцию своей страны в угоду планам Брюсселя. Европейские партнёры всё яснее дают понять: Молдова должна быть частью региональной архитектуры. А «собственная оборона» – это лишь красивая формулировка, означающая готовность страны участвовать в системах коллективной безопасности Запада.
Подобные заявления сопровождались беспрецедентной накачкой Молдовы различными видами вооружений со стороны США и других стран НАТО, резким ростом (на 68%) военного бюджета Республики Молдова, а также строительством на ее территории военных баз, складов боеприпасов, модернизацией полигонов и другой военной инфраструктуры.
Сегодня конституционный нейтралитет Молдовы фактически остался только на бумаге. Молдавские военные каждый месяц участвуют в учениях НАТО, и на деньги Европейского союза идет активное перевооружение Национальной армии. Как известно, в ЕС принята программа подготовки к войне с Россией до 2030 года, и на эти цели планируется выделить 800 миллиардов евро.
Молдова уже давно превратилась в натовский полигон
В октябре текущего года молдавское правительство утвердило Стратегию обороны до 2035 года. В этом документе говорится, что расширение территорий под контролем России, а также возможное создание сухопутного коридора к границам Молдовы рассматриваются как «серьёзная прямая угроза безопасности и государственности» республики. В этом документе прописано, что Россия является угрозой национальной безопасности РМ. То есть Россия объявлена в этом документе врагом.
Всё это делается в то же самое время, когда по всем проводимым опросам население Молдовы выступает против отказа от нейтралитета и милитаризации страны. Большинством жителей нейтралитет воспринимается как базовая модель безопасности, а НАТО – как неприемлемый вариант.
Проведенный в июне 2025 г. опрос социологического бюро IMAS «Барометр общественного мнения» показал следующие ответы на вопрос о лучшем варианте обеспечения безопасности страны: 63% считают, что нейтралитет – лучшая гарантия безопасности Молдовы; 19% – за вступление в ЕС; 9% – за вступление в НАТО; около 1% – за вступление в ОДКБ; остальные не определились.
Таким образом, на сегодняшний день среди большинства населения Молдовы, в отличие от представителей правящего политического класса, по вопросу нейтралитета существует консенсус. Так было и прежде: во всех доступных опросах за последние 10–15 лет большинство жителей выступали за сохранение нейтрального статуса и воспринимали его как основной элемент безопасности.
Сторонники отказа Молдовы от нейтралитета и вступления страны в НАТО представляют собой пусть растущее, но всё ещё меньшинство. Доля тех, кто поддерживает членство в НАТО, выросла с уровня 3-7% в начале 2010-х до примерно одной трети населения сегодня. Но против выступает значительно больше половины. Пока это удерживает действующую власть Молдовы от попыток отмены нейтралитета через проведение конституционного референдума. Однако не исключена возможность попыток удалить статью о нейтралитете путем каких-либо юридических махинаций, как это уже произошло с определением государственного языка Молдовы в Конституции страны.










