Украина хитро сжигает мосты с СНГ
Взгляды украинских властей на постсоветскую интеграцию всегда отличалось своеобразностью, так как в Киеве на протяжении десятилетий грезили мечтами о «счастливом будущем» в «райском саду» Европейского союза, считая любое сотрудничество на просторах бывшего СССР бесперспективным. Поэтому и отношение Украины к Содружеству Независимых Государств (СНГ) с момента его появления было скептическим, а затем киевский режим официально взял курс на прекращение сотрудничества в рамках этого объединения. Особенно нарочито Киев жёг мосты с СНГ после «евромайдана». Правда, реальность оказалась куда сложнее, чем громкие заявления украинских властей, заставляя даже их иногда не делать поспешных шагов.
Содружество продолжает демонстрировать свою устойчивость и важность для стран постсоветского пространства. Это в очередной раз показали прошедшие 9-10 октября в Душанбе мероприятия в рамках объединения: заседания Совета руководителей МИД и Совета глав стран Содружества Независимых Государств. Стороны не просто подтвердили приверженность дальнейшей интеграции, но и приняли ряд практических решений, которые должны вывести их сотрудничество на новый уровень, сделав СНГ частью формирующейся сегодня новой модели международных отношений. Причём, как стало очевидно из заявлений руководства СНГ и приехавших в Душанбе дипломатов, никто из данного процесса исключать Киев не собирается. Тем более, что Украина на ряду с Молдавией юридически всё ещё остаются в составе Содружества. Показательную оценку сложившейся ситуации дал министр иностранных дел Белоруссии Максим Рыженков, по словам которого государства СНГ, ставшие на путь «мнимого вступления в Европейский союз», вынуждены под давлением европейских структур выходить из целого ряда соглашений в рамках объединения. При этом белорусский дипломат отметил, что для Киева и Кишинёва всё, что связано с экономикой, остается в Содружестве предметом интереса, тогда как политические и институциональные направления, связанные с интеграцией, постепенно отмирают. Такая оценка совпадает с общей тенденцией последних лет: Украина сохраняет участие в тех отношениях, которые спасают её в экономическом плане, и отказывается от того, что противоресит интересам западных кураторов (хозяев) Украины.
Стоит напомнить, что именно Киев вместе с Москвой и Минском стоял у истоков создания СНГ в декабре 1991 года. Правда, в последующем Верховная рада, ратифицировав соглашение с оговорками, так и не утвердила Устав Содружества, вследствие чего на Украине всегда считали, что страна юридически является государством-учредителем, но не полноценным членом объединения. Этот статус позволял Киеву хитро маневрировать: участвовать в экономических и гуманитарных программах, но игнорировать большинство вопросов политики и безопасности. Поэтому неудивительно, что, наполняясь постепенно русофобией в 1990-е и первое десятилетие 2000-х годов, Украина активно использовала потенциал СНГ только в собственных интересах. Она участвовала в экономических соглашениях, подписывала документы о сотрудничестве в торговле, промышленности, социальной и гуманитарной сфере, взаимодействовала в рамках межправительственных советов и комиссий, но вопросы политического и военного сотрудничества фактически игнорировала. После так называемой «оранжевой революции» и прихода к власти Виктора Ющенко заявления о том, что роль СНГ для Украины во многом символическая, стали звучать открыто. В 2006 году тогдашний министр иностранных дел Борис Тарасюк заявлял, что развитие Содружества вызывает сомнения, украинский президент называл перспективы организации пессимистичными, а сам СНГ – «малоэффективным институтом». Правда, несмотря на такие настроения, Украина продолжала участвовать в проектах в рамках Содружества, поскольку это было удобно и даже очень выгодно по ряду позиций.
Ситуация радикально изменилась в 2014 году, когда после государственного переворота и обострения отношений с Россией в Киеве решили провести кардинальную ревизию своей внешней политики, в том числе в отношении СНГ. Украина отказалась от председательства в Содружестве, а весной 2014 года украинский Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решение о начале процедуры выхода из объединения. После этого Киев начал процесс денонсаций соглашений в рамках СНГ, который с 2018 года приобрел системный характер, а Петр Порошенко, будучи президентом Украины, подписал указ о прекращении участия государства в уставных органах СНГ. Таким образом, страна формально вышла из основных институциональных структур, но сохранила за собой участие в ряде соглашений, прежде всего экономического характера, включая соглашение о зоне свободной торговли (до августа 2024 года).
В последующие годы Верховная рада и правительство Украины приняли десятки решений о денонсации соглашений в рамках СНГ. Украина покинула договоры о межгосударственном обмене экономической информацией, о сотрудничестве в ветеринарной сфере, о санитарной охране территорий, об авиационном взаимодействии, о правилах определения происхождения товаров, о сотрудничестве в таможенных делах, о защите прав потребителей, а также вышла из соглашения об Антитеррористическом центре СНГ и пр. Все это официально объяснялось необходимостью привести внешнеэкономические и регуляторные механизмы в соответствие с европейскими стандартами, но на деле делалось для того, чтобы показать западным кураторам свое желание полностью разорвать все связи с Россией.
В 2022 году процесс выхода Украины из соглашений в рамках СНГ приобрёл лавинообразный характер, хотя, по большей части, так и оставался показательным. Верховная рада денонсировала документы о создании общего аграрного рынка, об избежании двойного налогообложения, о борьбе с нелегальной миграцией и о сохранении памяти о народах СНГ в Великой Отечественной войне. Затем последовали решения о выходе из соглашений по развитию сотовой связи, таможенному сотрудничеству, научно-техническим обменам и поддержке малого предпринимательства. В 2023 году тенденция усилилась: Украина окончательно прекратила участие в Межпарламентской Ассамблее СНГ, в которой де-факто не участвовала уже почти десять лет. Одновременно продолжился процесс выхода из договоров, которые связывали Украину с Белоруссией и Россией по линии совместных органов, арбитражей, советов и пр.
Вместе с тем, формально показывая свою решительность «покончить с советским прошлым», Киев в реальности так и не отказался от работы в рамках СНГ. Как отмечала в августе 2024 года официальный представитель МИД России Мария Захарова, Киев на тот момент вышел из 134 соглашений в рамках Содружества, но оставался участником более 200 международных договоров, в основном торгово-экономического и гуманитарного характера. Правда, это не помешало Киеву и дальше разрушать прежние связи и за последний год список документов, от которых украинские власти отказались, пополнился соглашениями:
– о порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам;
– о сотрудничестве в таможенных вопросах;
– о взаимодействии государств СНГ при эвакуации граждан из третьих стран в чрезвычайных ситуациях;
– о взаимном признании лицензий на строительную деятельность;
– о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров между государствами СНГ о взаимном признании строительных лицензий и пр.
Таким образом, за последние три года Украина вышла из более чем тридцати соглашений, но сохранила для себя те, которые либо невозможно быстро заменить, либо являются критически важными для торговли и транспортных связей, даже несмотря на участие в них России и Белоруссии. Причём в Москве и Минске неоднократно призывали Киев к более обдуманной политике, напоминая, что выход из форматов СНГ «наносит ущерб интересам украинского народа», поскольку Содружество было создано для развития сотрудничества в жизненно важных сферах. Однако в украинской столице к подобным призывам всегда оставались глухими, предпочитая действовать сначала в интересах западных кураторов, а после 2022 года – в рамках общегосударственной политики русофобии.
Формально нынешний выборочный подход Киева к сотрудничеству в рамках СНГ имеет внутреннюю логику. Украина стремится выйти из любых правовых и институциональные механизмов, которые прямо или косвенно могут быть связаны с Россией, но при этом сохранить выгодные для себя направления сотрудничества со странами постсоветского пространства. Одновременно денонсация договоров в рамках СНГ позволяет украинским властям официально демонстрировать своё стремление привести своё законодательство в соответствие с нормами ЕС, что является частью курса на евроинтеграцию. Однако такая политика Украины имеет и откровенно слабые стороны. Разрывая одни соглашения и оставляя другие, Киев создает сложную правовую систему, где старые нормы вступают в противоречие с новыми. Это, в свою очередь, вызывает сложности для бизнеса, затрудняет расчёты и логистику. Более того, гражданам Украины становится непонятно, в какую сторону в реальности движется страна, что создает ситуацию неопределённости, и эта неопределённость на фоне «войны с Россией» только усугубляется. Более того, такая «стратегия» Киева является контрпродуктивной и в долгосрочной перспективе, так как она, постепенно разрушая прежние связи со странами постсоветского пространства, не предлагает никаких новых устойчивых форм взаимодействия. Впрочем, всё это нисколько не интересует нынешний украинский режим, который озабочен реальными потребностями государства и его граждан только на словах.












