Топливный кризис в РФ. Эксперты и депутаты называют причины и предлагают методы его преодоления
В последний месяц в РФ наблюдается подорожание бензина, а в некоторых регионах потребители столкнулись с его дефицитом. Длинные очереди из автомобилей разных марок на АЗС и бензиновый голод ощутили на себе не только в новых регионах РФ, Сибири и на Дальнем Востоке — он по всей стране.
Цены на бензин на Петербургской бирже перешли к устойчивому росту в начале лета, в конце июля резко ускорились. Биржевые котировки в августе несколько раз обновляли рекорды: АИ-92 превысил 72 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — 82 тыс. руб. за тонну.
В попытке стабилизировать ситуацию правительство РФ ввело мораторий на экспорт бензина. Вице-премьер Александр Новак также поручил ФАС и Минэнерго провести анализ цен на бензин в новых регионах, Сибири и на Дальнем Востоке, где зафиксирован существенный рост стоимости нефтепродуктов.
«Провести анализ причин существенных отклонений в ценах на нефтепродукты в Донецкой народной республике, Луганской народной республике, Запорожской и Херсонской областях; провести работу с регионами, в которых отмечается рост цен на автозаправочных станциях, обратив особое внимание на регионы, входящие в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа», — говорится в документе, обнародованном ТАСС.
Экономисты и депутаты в комментарии российским СМИ назвали причины и предложили методы преодоления топливного кризиса.
«Главная причина ситуации на рынке топлива — непрекращающиеся атаки ВСУ на наши нефтеперерабатывающие заводы. Плюс к этому, есть рост спроса на бензин со стороны экономики. Считается, что мы на пороге кризиса, но на самом деле это не так. Движение на дорогах становится более интенсивным и соответственно нужно большее количество бензина для того, чтобы экономика работала. Поэтому мы видим стечение двух обстоятельств. Кроме того, летний сезон — это всегда время повышения спроса на бензин за счет переездов, перевозок людей, пассажиров. Сейчас люди возвращаются из отпусков. В итоге, действительно, нужно больше бензина. Вот такая комплексная причина. Но главная, конечно, это налеты на НПЗ», — считает экономист Алексей Зубец.
Он поддерживает тотальный запрет на экспорт бензина до конца года, а также считает, что нужен импорт от дружественных стран. Например, в Белоруссии есть свои мощности, несколько крупных НПЗ. Кроме этого, нужна помощь нашим нефтяным компаниям в восстановлении пострадавших мощностей. И нужна дополнительная государственная поддержка по защите НПЗ.
«Ключевым фактором роста котировок этим летом стали внеплановые остановки НПЗ из-за атак БПЛА, под которые невозможно заранее создать резерв. Директивно цену можно снизить, но бензина от этого больше не станет — дефицит будет еще больше. Влияние также оказали сезонная перегруженность транспортной инфраструктуры, рост экспорта в страны Юго-Восточной Азии до введения эмбарго и высокий спрос внутри страны в период отпусков. Отсюда еще один вывод — помимо эмбарго надо решать проблемы логистики. Ну, и надеяться, что сезонный спрос сократится», — предлагает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Депутат Госдумы, зампред комитета по региональной политике Михаил Матвеев согласен с вышеприведенными причинами топливного кризиса, при этом назвал еще одну — спекуляция.
«Может быть несколько факторов, способствующих росту цен. Первый — спекулятивный: всегда в период уборочной кампании, когда сельхозработы находятся на пике, продавцы ГСМ норовят повысить цены. Мы часто слышим такие жалобы. Второй фактор связан с атаками ВСУ на крупные нефтеперерабатывающие заводы, в том числе у нас в Самарской области. Понятно, что деятельность предприятий будет восстановлена в кратчайшие сроки, но временно это может тоже оказывать влияние на цены. Конечно, на уровне федеральных ведомств должны быть проанализированы реальные причины отклонений в стоимости бензина и приняты меры, чтобы стабилизировать ситуацию», — говорит депутат.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари рост цен на топливо обосновал общей жадностью.
«В Сибири, насколько я вижу ситуацию, нет дефицита топлива. Обычно, НПЗ летом встают на ремонт, и к уборочной кампании топливо вырастает в цене. Могут возникать локальные дефициты, но в этом году все спокойно. Цена подросла в июле на 4-5% в зависимости от оператора заправок. Думаю, властям удается удерживать бесперебойность снабжения, что говорит о возросшем профессионализме. Рост цен на топливо ничем, кроме общей жадности, обосновать не могу. В цене значительную долю занимают налоги, доставка и наценки продавцов. Каждый фактор увеличился на пару процентов, в итоге конечный потребитель платит дороже на 7-8%. Это, конечно, не очень хорошо, цена бензина косвенно перекладывается на большое количество товаров и услуг, что способствует инфляции. Но самое главное, конечно, не допускать локальных дефицитов. Помните, медицинские маски, туалетная бумага, гречка, яйца? Такие дефициты всегда способствуют всплеску спроса и росту цены. С этим надо работать специально, и службы в основном справляются. Отдельные отклонения — это конкретные ошибки конкретных людей, ситуация должна быстро исправляться. Только так победим!» — заявил экономист.
Депутат Госдумы, доктор экономических наук Николай Новичков, комментируя сложившуюся ситуацию с топливом в стране, предложил вернуть Госплан.
«Нехватка бензина связана с тем же, что и было с поставками яйца птицы на розничный рынок. Производители — неважно, яиц, курятины, энергоносителей, бензина — планируют производство от достигнутого. Никакого стратегического планирования нет, и минимальные проблемы с колебанием цен или производством приводят к недостатку того или иного товара на рынке. Мы знаем, что Украина ведет целенаправленную войну против нашего ТЭК, нефтеперерабатывающие заводы страдают от атак беспилотников и диверсий, и вот это планирование от достигнутого, странная экстраполяция, естественно, приводит к тому, что не производятся необходимые объемы и рынок недополучает товар — бензин», — высказал своё мнение Новичков.
Он считает, что без перехода на современное стратегическое планирование это все будет повторяться в разных секторах экономики. Выход из ситуации, по его мнению, это Госплан 2.0 или цифровой Госплан.












