Литва страдает от двух главных бед: демографической «ямы» и обнищания населения. Однако власти государства меньше всего озабочены уровнем благосостояния своего народа; они обозначили для себя другой приоритет – «сдерживание России». Причём борьба с «кознями Москвы» подразумевает вычисление «нелояльных» и подготовку расправ с ними, и это проговаривается совершенно открыто. Поэтому значительная часть населения Литвы живёт не только в бедности, но и в страхе. Одни боятся «агрессии Москвы», о которой ежедневно твердят политики и СМИ, другие – того, что их зачислят в эти самые «нелояльные».
Похвальбы и реальность
В начале июня на самоуправление Вильнюса обрушился блестящий пиар-повод – государственное статистическое управление соседней Латвии сквозь зубы
Надо признать, что мэр Вильнюса Валдас Бенкунскас отработал неожиданный пиар на славу. Он принялся раздавать интервью, в которых объяснял, что положительные перемены в городе обусловлены, дескать, укреплением экономики, международными инвестициями и улучшением качества жизни. «Скорость, гибкость и прогрессивное мышление позволяют нам формировать город будущего. Вильнюс – самый богатый и большой город в странах Балтии, а статус "зелёной" столицы Европы только укрепляет позицию устойчивого города, ориентированного на высокое качество жизни. За последние тридцать лет Вильнюс вырос в современный, творческий и вдохновляющий инновационный центр, успешно конкурирующий на международной арене», – соловьём заливается мэр. А глава агентства Go Vilnius Довиле Александравичене хвалится, что значительным катализатором роста Вильнюса является технологический сектор – сфера высоких технологий, финтех, медицина, разработка оружия и т. д.
Итак, какова истинная ценность этих заявлений? Начать с того, что Вильнюс пока ещё играет роль, которую уже утратила Рига – он исполняет функции «мелкого ситечка», собирающего население литовской провинции, покидающего родные места. Многие из них едут сразу в другие государства, но многие и оседают в Вильнюсе. Рост численности населения города куплен ценой обезлюживания литовской глубинки, из которой он высосал людей, словно пылесос. Что же касается рассуждений о том, что Вильнюс, дескать, вырвался в лидеры Евросоюза по ВВП, то особого доверия они не вызывают, ибо непонятно, как удалось «натянуть» столь лестные для литовской столицы показатели. Вообще, это очень похоже на пропагандистский вброс.
А вот что не вызывает сомнений – в государстве уже очень давно провал по рождаемости. Если ныне в целом в Литве проживает около 2,9 млн человек, то в 1991-м в ней было около 3,8 млн жителей. В прошлом году в государстве
И если население Литвы за последние годы несколько увеличилось, то это произошло только благодаря миграции – очень много приехало украинцев, а в последнее время в республике
Истинное лицо Вильнюса
Литовский министр социальной защиты и труда Инга Ругинене сетует: «Жизнь становится дороже, и наша молодежь подсчитывает: молодой семье крайне сложно купить жилье. Нужно иметь достаточный доход, поэтому молодые люди трудятся на нескольких работах, чтобы накопить на первый взнос. Вот почему планирование семьи откладывается на потом».
Уровень рождаемости в Литве в течение последних десятилетий постоянно снижается. В 2023 году местный коэффициент рождаемости составлял 1,18, что значительно ниже коэффициента воспроизводства населения, равного 2,1.
Некоторые муниципалитеты пытаются улучшить демографическую ситуацию с помощью роста денежных выплат. Например, с этого года в городе Радвилишкисе и его окрестностях за каждого родившегося ребенка семье будут давать 1,5 тыс. евро – это больше всего в стране. «Хотелось бы привлечь к нам молодые семьи, которые, возможно, думают о том, чтобы уехать из нашего района. Хотелось, чтобы они не торопились с отъездом, чтобы они увидели, что у нас есть перспективы, что мы уделяем много внимания молодым семьям», –
Но особенно бурной радости эта инициатива не вызвала. «Выплата одноразовая. Ну и что? Потратил ты эту тысячу, и всё. А вырастить ребенка – это много времени. Это не в тысячу евро обходится», – говорит скептически настроенный житель Радвилишкиса.
В конце апреля
Особенно сильно проблема нищеты заметна в сельской местности, именно поэтому её так массово и покидают. Власти продолжают что-то бормотать о «росте зарплат и благосостояния», но факты говорят сами за себя. «Уровень бедности остаётся высоким, несмотря на рост заработной платы и увеличение располагаемого дохода», – обескураженно лепечет Инга Даунаравичене. Даже тот же Вильнюс, которым так гордятся чиновники, отнюдь не производит, если приглядеться, впечатления всеобщего благосостояния – абсолютно наоборот.
Так, осенью 2022 года «прелести» Литвы феерически продемонстрировал всему миру украинский оппозиционный видеоблогер Анатолий Шарий. Примечательна причина, по которой он занялся этой темой. Шарий знаком с Литвой не понаслышке и имеет зуб на литовские власти – одно время он жил там с 2012 по 2015 год в качестве политического беженца. Пока Шарий критиковал украинского президента Януковича, его присутствие в стране устраивало литовских чиновников. Но когда блогер позже переключился на критику постмайданных властей, над его головой стали сгущаться тучи, и он счёл за лучшее побыстрее перебраться в другую страну ЕС.
А спустя семь лет Генпрокуратура Литвы начала в отношении Анатолия Шария расследование по заявлению признанного в РФ иноагентом Марка Фейгина. Последний утверждал, что Шарий, будучи жителем Литвы, мог получать незадекларированные доходы из источников в России и не платил с них налоги. Шарий в долгу не остался и выкатил целую серию видеороликов о литовских реалиях. Они посвящены запущенности и разрухе, царящим в Вильнюсе, бедности его жителей. При этом он использовал как свои собственные видеозаписи, когда-то сделанные им в Литве, так и записи, присланные ему анонимными доброхотами. Для начала более миллиона подписчиков Шария увидели жуткую антисанитарию, царившую в вильнюсском центре размещения беженцев, тамошние загаженные кухни, душевые и туалеты. Затем зрителям показали улицы Вильнюса: трущобные кварталы, обшарпанные, полуразвалившиеся дома, обилие бомжей. «Тотально все развалено... Стены все облуплены… Отъезжаешь там десять метров от центрального проспекта Гедиминаса – и в лужах, которые там во дворах, можно ловить рыбу», – иронизировал блогер.
Сами литовские СМИ тоже признают, что антисанитария в стране является распространенным явлением. Литва уже многие годы
У власти другие приоритеты
Весной в Вильнюсе можно в большом количестве увидеть стариков, продающих выращенные на дому цветы и овощи, а осенью – изделия ручной работы. Многие из них говорят, что просто пытаются выжить. Айсте Адомавичюте, глава литовской НКО по борьбе с бедностью, сообщает, что почти 10% жителей страны не могут позволить себе даже самое необходимое питание. А экономист Александр Изгородин из Citadele Bank отмечает, что, хотя «экономика Литвы является одной из самых быстрорастущих в Европе, её модель по-прежнему основана на экспорте дешёвой рабочей силы, а не на инновациях». По словам эксперта, весь литовский «успех» обусловлен тем, что «мы по-прежнему продаем дешевую рабочую силу в Германию и Скандинавию».
Тем не менее Литва остаётся самой многолюдной из стран Балтии, а ее экономика чувствует себя лучше всех в этой тройке – в 2024 году
Президент Гитанас Науседа 17 января, выходя с заседания Государственного совета по обороне,
Выполнение этого замысла столкнулось
И в этом заключается ещё одна причина нежелания многих литовцев заводить детей: собственные власти внушили им, что в любой момент может напасть Россия и тогда начнётся война. Вместо того чтобы успокоить людей, деятели истеблишмента призывают начать охоту на «подрывные элементы». В прошлом году известный в Литве шоумен Альгис Раманаускас
На днях бывший министр обороны Лауринас Кащюнас открыто заявил, что вооружённые силы страны должны быть готовы к физическому истреблению нелояльных. В контексте недавнего заявления главы МИД Кястутиса Будриса о том, что в Литве проживает около 300 тыс. человек, «которые непонятно к какой стороне примкнут», слова Кащюнаса выглядят ещё более провокационными…