Украина: война или дефолт?
Поставив страну в полную финансовую зависимость от Запада, режим Зеленского оказался перед угрозой дефолта в случае перекрытия финансового крана. Делая ставку на войну с Россией, западные кукловоды Зеленского рассчитывали на огромные барыши в случае стратегического поражения РФ. Однако сейчас возникает другой вопрос: что можно поиметь с самой Украины в случае возможного завершения боевых действий?
Понимая это, деятели киевского режима постоянно ищут возможности для эскалации конфликта с Россией в надежде на продолжение финансирования антироссийского прокси. Эти прописные истины в очередной раз подтверждаются анализом состояния платёжного баланса Украины, который
Исходя из официальных данных Нацбанка Украины, состояние внешней устойчивости украинской экономики ухудшается, а разрывы платёжного баланса растут. Дефицит текущего счёта за январь-февраль 2025 года составил 4,9 млрд долл. США, увеличившись в 3,5 раза в сравнении с таким же прошлогодним периодом. И это при том, что в 2024 году годовой дефицит текущего счёта уже достигал почти 25 млрд долл., или 13% ВВП.
Также за это время дефицит торгового баланса вырос в 1,6 раза – до 6,2 млрд долл. На фоне этого негативную динамику в нынешнем году демонстрировали и другие составляющие текущего счёта: чистая оплата труда сократилась на 20,5%, а частные трансферты – на 16,6%. При этом разрыв платёжного баланса Украины в течение последних 12 месяцев увеличился до 40,1 млрд долл., или на 22 % ВВП. Напомним, в декабре 2024-го годовой разрыв составлял 37,5 млрд долл., в июне 2024-го – 33,1 млрд долл.
Эти показатели наглядно демонстрируют, что Украина давно живёт исключительно за счёт финансовой помощи Запада. Настолько огромный разрыв платёжного баланса давно бы привёл экономику украинского государства к дефолту вследствие отсутствия возможности оплаты по текущим счетам. Однако этот разрыв постоянно покрывался за счёт пресловутой «международной финансовой помощи». Вливания этой помощи в государственный бюджет Украины составляли 42,5 млрд долл. в 2023 году, 41,7 млрд долл. в 2024-м и ожидаются на уровне 56,9 млрд долл. в 2025 году.
Согласно официальным данным, в нынешнем году правительство Украины прогнозирует поступление 33,1 млрд долл. от ЕС, 15 млрд – от США, 3,5 млрд – от Канады, по миллиарду – от Великобритании и МБРР, 2,2 млрд – от МВФ и 0,5 млрд долл. от Японии. При этом взносы внешних доноров в сумме 9,1 млрд долл. будут перенесены на потребности бюджета 2026 и 2027 годов.
Из этого следует, что в нынешнем году финансовое, а значит, и политическое положение киевского режима может быть относительно устойчивым. Правда, в случае с политической стабильностью ситуация будет завесить от положения дел на фронте и настроений в тылу, вызванных повальной «бусификацией» мужского населения. Но даже эти относительно оптимистические прогнозы для режима Зеленского кратковременные, следующий год для него может стать последним.
Дело в том, что многомиллиардная подпитка Киева по всем имеющимся сейчас финансовым планам должна существенно сократиться. На данный момент обязательства спонсоров киевского режима на 2026 год еле дотягивают до 17,3 млрд долл. По расчётам упоминаемой выше Татьяны Богдан, использование части привлечённых в 2025 году средств позволит увеличить их объём в 2026 году до 25,4 млрд долл. «Но и такая сумма, очевидно, не покроет прогнозируемые разрывы бюджета и платёжного баланса Украины», – констатирует она.
Иначе говоря, в случае сохранения нынешних объёмов финансирования в следующем году Киеву придется существенно сокращать свои расходы. По словам украинского эксперта, увеличение дефицитности платёжного баланса в 2025 году пока нивелируется расширением источников его финансирования. Но ситуация с доступностью источников финансирования резко ухудшится в 2026 году и, вероятно, станет критической в 2027-м. При этом планируемое внешнее финансирование бюджета уменьшится вдвое в 2026-м и станет мизерным в 2027 году, подчеркивает она.
Как признаётся пани Богдан, реальных предпосылок для кардинального улучшения состояния платёжного баланса Украины нет даже в случае прекращения боевых действий. Она фактически признаёт, что украинское государство в любом случае – с войной или без войны – самостоятельно существовать не сможет.
Кроме того, как показала сделка по ресурсам с США, Запад планирует вернуть потраченные на Украину деньги.
Как подчёркивает Татьяна Богдан, если в 2026 и последующих годах финансовые потребности Киева не будут удовлетворены, то масштабное изъятие резервов НБУ и резкая девальвация гривны станут неизбежными. «Обесценивание гривны в свою очередь может стать спусковым крючком для банковского кризиса и кризиса корпоративных долгов, что ввергнет экономику в глубокий хаос», – прогнозирует она.
Самое интересное: исходя из данных по объёмам валютных интервенций НБУ за последние 12 месяцев, масштабная девальвация гривны давно бы уже стала реальностью, не будь западных траншей. Так, объём валютных интервенций в украинскую экономику увеличился с 28 млрд долл. в апреле 2024 года до 38,4 млрд долл. в марте 2025-го. При этом за первый квартал 2025 года интервенции НБУ на валютном рынке достигли 9,4 млрд долл. по сравнению с 5,8 млрд долл. за аналогичный период 2024-го. То есть в абсолютном выражении изъятие валютных резервов на интервенции НБУ выросло на 62%.
Стоит отметить, что в 2024 году 83% международной финансовой помощи Украине трансформировалось в интервенции НБУ на валютном рынке. То есть из 41,7 млрд долл. помощи только 2,9 млрд были направлены на прирост международных резервов НБУ, а ещё 4 млрд долл. израсходованы на выплаты с валютных счетов правительства. Этот показатель наиболее характерно говорит о состоянии украинской экономики, в первую очередь – об экспортных отраслях, которые приносят всё меньше валютной выручки. При этом НБУ на 2025 год прогнозировал интервенции объемом 24 млрд долл., а с января учтенный объём интервенций на этот год составляет уже 41,5 млрд долл. По факту реальная экономика падает, а экспорт серьёзно проседает.
Для предотвращения кризиса платёжного баланса Украины в 2026 и 2027 годах украинский эксперт предлагает уже сейчас стимулировать экспорт и отменить режим управляемой гибкости курса, то бишь отпустить курс гривны. Однако эти инструменты выглядят весьма туманными и малоэффективными на фоне продолжающихся боевых действий (Украина при этом теряет территории и население) и отсутствия перспективы стать государством со стабильной политической и экономической системами, не говоря уже о долгосрочном прочном мире.
Уже сейчас по ряду экспортных позиций для Украины наметились весьма негативные тенденции. Как известно, существенно сократились позиции металлургов, а приближение фронта к Покровску остановило единственную шахту Украины, которая добывает коксующийся уголь – шахтоуправление «Покровское». Также назревают серьёзные проблемы с железной рудой. Как
«События 2025 года могут сделать экспорт руды экономически невыгодным очень и очень надолго. Дело в том, что в конце 2025 года в Симанду (это в Гвинее, в Африке) запускается самый большой в мире карьер по добыче железной руды, который строился более 25 лет консорциумом из австралийско-британской Rio Tinto и китайской Chinalco», – поясняет он. По словам Будкина, Симанду через тридцать месяцев после запуска должна выйти на проектную мощность в 90 миллионов тонн руды, то есть один карьер будет производить примерно в три раза больше, чем вся Украина. Поэтому, по его словам, прогнозы цены на железную руду на 2026-2027 годы и дальше достаточно неутешительны. Такое падение цен фактически сделает убыточной добычу руды на Украине.
Не в лучшей ситуации также находится и агросектор, генерирующий львиную долю валютной выручки. По данным минагрополитики, в прошлом году урожай зерновых составил 55 млн тонн, что на 12% меньше, чем в предыдущем сезоне. При этом экспорт агропродукции за неполный 2024 год составил 20,5 млрд долларов, уменьшившись относительно показателей 2023 года на 18%. А отмена льготных тарифов для Украины Евросоюзом существенно ударит по экспорту уже этим летом.
В итоге киевский режим стоит перед дилеммой: или продолжать воевать с Россией, теряя территории, а вместе с ними – население и промышленность, или соглашаться на мир на условиях РФ и потерять собственную власть вследствие надвигающегося экономического краха. А за власть режим Зеленского цепляется буквально зубами, а потому готов и дальше гробить народ на фронте сколько получится это делать.
Теоретически единственным рецептом спасения Украины мог бы стать стратегический разворот Киева в сторону Москвы. Но на такие смелые шаги нынешние киевские правители просто не способны.
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
На фоне ухудшающегося положения ВСУ на фронте в Польше рекламируют Польский легион (ПЛ) – подразделение, состоящее из граждан Польши и граждан Украины польского происхождения, воюющее в составе украинского войска.
Народу власть явила занимательный ребус: понять, как Зеленский и его офисное окружение за свои зарплаты скупают элитную недвижимость по всему миру. Это и есть «умение жить»?
Армия России за неделю освободила 13 населённых пунктов на нескольких направлениях. ВСУ теряют сотни единиц техники и личный состав.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.