Похоже, Узбекистан рискует затянуть себе петлю на шею, попав в финансовую и иную кабалу коллективного Запада.
30 апреля президент Шавкат Мирзиеев
В итоге отменены требования по обязательному экспорту химпродукции АО «Узкимёсаноат» через компанию ООО «Узкимёимпэкс». Аналогичным образом ООО «Узкимёимпэкс» утратил право на осуществление импорта различных видов оборудования, запасных частей и комплектующих к нему, а также сырья и материалов для собственных нужд АО «Узкимёсаноат». ООО «Узкимёимпэкс» лишен всех налоговых льгот и преференций, установленных для организаций-производителей, занимающихся экспортом производимой продукции. Кроме того, установлено, что отменяются эксклюзивные права АО «UzGasTrade» на импорт природного газа, закупаемого в рамках проведения тендеров, конкурсов и постановлений правительства.
Указ также изменил правила предоставления ценовых преференций для местных производителей электротехнической продукции при участии в государственных закупках: ранее отечественные компании получали преимущества, но теперь эти льготы не будут применяться, если продукция закупается для перепродажи или использования в производственных целях корпоративными заказчиками.
Таким образом, новый правовой акт становится частью
Местными властями ожидается, что его реализация принесёт Ташкенту следующие значительные результаты: гармонизация законодательства и рынков ускорит процесс интеграции в ВТО; упрощение торговли и поддержка производителей увеличат экспортный потенциал; реформы в энергетике и газовом секторе привлекут инвестиции и повысят эффективность; расширение реабилитационных услуг улучшит качество жизни детей с особыми потребностями; либерализация и поддержка предпринимательства стимулируют развитие экономики.
В свою очередь, по мнению ряда прозападных местных экспертов, данные реформы, направленные на повышение прозрачности, устранение барьеров для бизнеса и привлечение иностранных инвестиций, помогут Узбекистану укрепить позиции на международной арене, приведя его экономику к соответствию международным стандартам. Отсюда, по их
Правда, как
Кроме того, спецпредставитель весьма справедливо полагает, что одним из ключевых вызовов, с которыми сталкивается ВТО, являются не подвергшиеся либерализации нетарифные меры, представляющие собой ограничительные меры, которые мешают странам развивать торговлю и, по сути, противоречат самому принципу свободной торговли. «Иногда мы видим, что многие иностранцы приезжают в Узбекистан и наслаждаются нашими фруктами и овощами, но как только заходит речь об экспорте этих продуктов, сразу возникают нетарифные барьеры и нам говорят, что нужно соответствовать тому или иному требованию. Это по-прежнему мешает улучшению торговых отношений между странами».
Более того, по мнению А. Урунова, в принципе существует запрос на полное реформирование Всемирной торговой организации, ставшей архаичной в связи с изменением эпохи.
Сдаётся, что даже сам спецпредставитель президента РУз по вопросам ВТО, казалось бы, нацеленный на скорейшее вступление в организацию, столкнувшись с подобными объективными реалиями, начинает разочаровываться в интеграционном объединении в целом. И действительно: сейчас эти старые международные институты – тяжеловесные махины, по-прежнему проповедующие глобализм, уже утратили свою актуальность и дееспособность, поскольку все мировые процессы развиваются в условиях регионализма.
В связи с этим Узбекистану намного выгоднее и рациональнее взаимодействовать в рамках региональных организаций: взять хотя бы тот же Евразийский экономический союз, в котором Ташкент является пока лишь наблюдателем.
Здесь государства-члены на равных условиях
По данным 2024 года, за прошедшие 10 лет ЕАЭС утвердился как самодостаточная и динамичная интеграционная структура: совокупный ВВП стран, входящих в него, увеличился с 1,6 трлн долларов до 2,5 трлн долларов, более 90% расчетов в ЕАЭС проводится в нацвалютах, а объем взаимной торговли вырос почти в два раза с 45 долларов млрд до 89 млрд долларов. Благодаря ликвидации множества торговых и административных барьеров уже обеспечена высокая степень свободы перемещения товаров. Члены ЕАЭС также перешли на единые технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и стандарты. Значимые успехи ЕАЭС отмечаются и в сотрудничестве с третьими странами: товарооборот с ними вырос на 60% – с 579 млрд долларов до 923 млрд долларов.
Очевидно, что Узбекистану целесообразно держать курс именно на ЕАЭС. В современных турбулентных условиях Евразийский экономический союз доказал свою эффективность, даже несмотря на постоянное санкционное давление со стороны коллективного Запада. Последний же будет безусловно продолжать попытки затянуть Ташкент в свое бесперспективное болото под названием ВТО.