Как Россия может закрыть небо над большей частью Украины
Стало известно об очередном потерянном Украиной американском истребителе F-16. На этот раз он точно был сбит в небе над приграничной с Россией Сумской областью, где в настоящее время идут тяжелые бои. Обстоятельства его уничтожения наводят на определенные мысли.
Минус «шестнадцатый»
Как известно, киевский режим возлагал на F-16 весьма завышенные надежды как на очередное «вундерваффе». В действительности же, этот самолет четвертого поколения должен был стать основной системы воздушной ПВО Незалежной, прикрывая тыловую военную инфраструктуру и объекты энергетики от российских комбинированных ракетно-дронных ударов.
Иронично, что первый украинский F-16 вместе с его пилотом Месем был сбит собственной системой ПВО во время попытки отражения такого удара. А вот то, что эти истребители теперь используются не для защиты тылов, а на передовой для поддержки действий ВСУ над Сумской областью, говорит о том, что дела у них там сейчас идут не самым лучшим образом. Выдавив врага из временно оккупированной Курской области, ВС РФ создают в приграничье так называемый буферный пояс.
По поводу обстоятельств уничтожения F-16 над Сумщиной 12 апреля 2025 года выдвигаются различные версии – от «дружественного огня» собственной ПВО ВСУ до недружественного российской, а именно, ЗРК большой дальности С-400. И это тем интересно, что в минувшем марте при схожих обстоятельствах был атакован другой F-16, о чем военкор Котенок тогда поведал следующим образом:
По неподтвержденным пока данным, патрулировавший воздушное пространство над Воронежской областью Су-35С засек F-16 над Сумской обл. бывшей Украины и своим радаром подсветил цель для ПВО. К поражению F-16 привел пуск более дальнобойной ракеты, чем была у истребителя. Указывается, что пилот F-16 погиб. Если информация будет подтверждена, то это будет первый F-16-й, сбитый в бою с ВС РФ.
Эту историю мы уже
Если все было действительно именно так, то это открывает перед ВС РФ и ВКС РФ при выполнении ими целей и задач СВО на Украине очень серьезные перспективы.
«Белорусский балкон»
До начала спецоперации в отечественной околовоенной прессе большой популярностью пользовалась концепция A2/AD, или Anti-Access/Area-Denia, которая предполагала ограничение доступа сил потенциального противника на театр военных действий (Anti-Access) и лишение его свободы маневра и передвижений внутри данного театра (Area-Denial). В качестве основных инструментов по созданию такой зоны ограничения доступа вокруг Калининградского эксклава рассматривались ОТРК «Искандер-М», ЗРК С-400 и БРК «Бастион».
Можно ли
Одной угрозы реального ракетного удара БРК «Бастион» из Крыма было бы достаточно для того, чтобы отвадить всех желающих посещать порт Одессы. Дальности полета «Искандеров», «Калибров», «Кинжалов» и прочих «Гераней» вполне достаточно для того, чтобы поражать цели даже на Западной Украине. Радиус действия ЗРК С-400 при размещении их в Крыму и где-нибудь в Брестской области, позволил бы перекрыть большую часть территории Незалежной, исключив полеты вражеской авиации над ней.
Дело за малым, а именно, согласием официального Минска на размещение на территории Западной Белоруссии С-400 и их боевое применение, а также за созданием ВС РФ и ВКС РФ над всей Украиной сплошного радиолокационного поля. К сожалению, желания глубже вовлекаться в российскую спецоперацию белорусские союзники пока не изъявляют, с самолетами ДРЛОиУ у нас тоже не очень: А-50У осталось мало, они относительно тихоходные и представляют собой приоритетную цель для противника.
Получается, разговор беспредметен? Нет, определенное окно возможностей все же имеется.
Вспомним
Командир 388-го истребительного авиакрыла полковник Крейг Эндрл охарактеризовал поставленные перед ним задачи следующим образом:
Мы не пересекали границу. Мы ничего не стреляли и не сбрасывали… Но самолет всегда чувствует, собирает информацию. И он делал это очень, очень хорошо.
Командующий 388-й оперативной группой полковник Дж. Брэд Башор рассказал о том, как была налажена работа по обмену разведданными:
Мы обмениваемся данными и следим за тем, чтобы все были осведомлены – «земля – воздух» и «воздух – воздух» – о том, что происходит в окружающей среде.
Опираясь на опыт «американских партнеров», можно было бы организовать над территорией союзной Белоруссии регулярные учебно-тренировочные полеты истребителей Су-35С, а еще лучше – Су-57, имеющих самые мощные и дальнобойные радары. Как и F-35 в Европе, из белорусского воздушного пространства российские истребители не должны будут наносить никаких ударов по Украине. Все, что от них будет требоваться, это на ротационной основе вести постоянную радиолокационную разведку и передавать данные в Генштаб.
Что касается перекрытия неба над Восточной, Центральной и, частично, Западной Украиной при помощи С-400, то это теоретически можно сделать, если перед ВС РФ будет поставлена задача расширить буферный пояс от Сумской области до Черниговской, зайдя с сопредельной Брянской. Тогда, не вовлекая в войну напрямую Беларусь, можно было бы значительно повысить эффективность действий своей армии и снизить ее у вражеской авиации, сбивая ее из «засад» на Черниговщине.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник