НАТО против литовского болота: о чем свидетельствует очередной инцидент на учениях альянса?
Созданный 4 апреля 1949 года Североатлантический альянс на протяжении последующих десятилетий представлялся международному сообществу в качестве самого мощного военно-политического объединения на планете. За свою историю блок успел инициировать или прямо поучаствовать в крупных военных конфликтах, а в настоящее время даже не скрывает того, что ведёт Украиной войну против РФ. Как заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, нынешний украинский конфликт носит глобальный характер, и в мире ждут, «кто выйдет победителем: Россия или Запад».
Вместе с тем, события последних нескольких лет заставляют всерьёз задуматься о том, насколько в реальности боеспособен альянс, для которого каждое новое учение в мирных условиях становится настоящим испытанием.
Стоит напомнить, что сегодня в НАТО существует так называемая концепция «умной обороны»: одни члены блока предоставляют военную технику, другие – пехоту и мотострелковые части, третьи – артиллерию и ПВО, четвёртые – связистов, медиков и т.д. Подобная система не способствует чёткой боевой слаженности подразделений, что отмечают и сами представители альянса, критикуя разобщённость командования военными подразделениями и множество бюрократических барьеров, препятствующих организации быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. Это, в свою очередь, мешает отработке необходимых навыков ведения масштабных боевых действий, результатом чего в последние годы стали многочисленные инциденты на учениях. Например, из-за неразберихи в управлении на маневрах 2018 года «Единый трезубец» («Trident Juncture») норвежский противолодочный фрегат «Хельге Ингстад» столкнулся с мальтийским нефтяным танкером и чуть не затонул. Через два года непродуманность действий при подготовке на манёврах в Баренцевом море привела к тому, что натовские военнослужащие не были обеспечены тёплой одеждой, в результате чего многие из солдат получили обморожения. Тогда же стало понятно, что корабли НАТО не готовы к действиям в условиях больших морозов, так как их бортовое оборудование и оружие обледенело и стало массово отказывать.
Помимо организационных вопросов в последние годы всё чаще стали проявляться и проблемы в боевой подготовке военнослужащих войск НАТО. Например, в 2023 году во время учения «Весенний шторм» («Kevadtorm»), которое проходило в Эстонии, после отработки манёвров в лесах множество солдат получили травмы различной степени тяжести. Тогда же в учениях «Хранитель сабли» («Saber Guardian») в Румынии во время форсирования реки Борча недалеко от берега утонул швейцарский бронетранспортер «Пиранья-3», а во время самих манёвров были отмечен различные инциденты с военной техникой на дорогах. В 2024 году количество инцидентов и вовсе стало напомнить лавину.
Так, в феврале прошлого года в Польше в рамках масштабных учений «Стойкий защитник» (Steadfast Defender – 2024») проходили манёвры «Dragon–2024», в которых принимали участие около 20 тыс. солдат и 3,5 тыс. единиц военной техники из десяти стран. Тогда на Дравском полигоне в центре подготовки сухопутных войск двоих военных задавила гусеничная машина. Помимо этого, погибли два сапёра, ещё один – при сходе лавины в Высоких Татрах, а также испанский капрал на стрельбах. Происходящее даже стало причиной того, что учения в Польше были остановлены до пересмотра мер безопасности. Однако на этом проблемы не закончились. В мае на учениях в Швеции «Быстрый ответ» («Swift Response») 11 военных из Венгрии, Италии и США получили различные раны и переломы при прыжках с парашютами. Кроме того, в течение года сообщалось о различных инцидентах, связанных с «потерей» оружия натовскими солдатами, «случайном» обстреле румынским зенитчиками деревни в Польше, потере польским истребителем МиГ-29 топливного бака во время тренировочного полета и многом другом.
В марте текущего года в Литве произошел ещё один громкий инцидент, который выявил ряд дополнительных проблем в организации управления действиями НАТО. Как известно, в недавних тактических учениях на центральном литовском полигоне в Пабраде недалеко от Белоруссии принимали участие солдаты США из 1-й бригады 3-й пехотной дивизии. Вечером 25 марта появилась информация о том, что в ходе манёвров пропала гусеничная машина М88 Hercules и ее экипаж. Позже техника была найдена в болоте недалеко от основного места проведения учений. Через шесть дней машину смогли достать, после чего было официально объявлено о том, что весь её экипаж из четырёх человек погиб. Сегодня основной версией происшествия называется несчастный случай, в ходе которого водитель машины в темноте заблудился, выехал на просеку газопровода высокого давления, которая и привела в болото. При этом стоит заметить, что на протяжении последних недель ряд политиков и СМИ пытаются прямо или косвенно связать инцидент с Россией и даже Белоруссией. Сначала в пропаже гусеничной машины увидели «след» российских и белорусских спецслужб, а после было заявлено, что «солдаты вообще не должны были находиться на полигоне в Пабраде, если бы Путин не захотел запугать Европу». Впрочем, подобная русофобская риторика была абсолютно предсказуема, так как одной из её целей является смещение акцента с проблем внутри НАТО на «российскую угрозу». Причем инцидент в Литве вскрыл еще одну довольно неприятную для альянса особенность – отсутствие продуманности многих действий, которые сегодня выполняются по некому единому шаблону без учёта особенностей того или иного региона.
В частности, стало известно, что одной из причин инцидента в Литве является то, что болото, в котором утонула американская гусеничная машина, не было нанесено на карты. Более того, литовские ведомства и вовсе не располагают достоверными данными о каждом опасном для передвижения участке на пересечённой местности. Причем в НАТО и США в частности прекрасно знают, что 10 процентов литовской территории приходится на болота, которые ещё несколько лет назад планировалось использовать как один из механизмов противодействия «наступлению России». Но, видимо, из-за того, что в такое наступление мало верят даже те, кто об этом вопит из каждого утюга, болота становятся могилами для техники и личного состава НАТО.
В командовании альянса проигнорировали тот факт, что из-за особенностей местности в Литве расположение здесь тяжёлой военной техники является малоэффективным, и с 2019 году в республике для «защиты» так называемого Сувалкского коридора появились несколько десятков американских танков «Abrams», вес которых составляет в разных модификациях от 54 до 67 тонн, которые регулярно участвуют в учениях, хотя имеют довольно низкую проходимость в условиях болотистой местности. Схожая ситуация наблюдается и в случае с немецкими танками «Leopard», которые должны будут составлять основу соединений Бундесвера в Литве. В данном случае речь идет о 45-й танковой бригаде под командованием генерала Кристофа Хубера численностью порядка 5 тыс. человек, в состав которой входят 44 БМП «Puma», 44 танка «Leopard» и пр. Данное соединение к 2027 году расположится на строящемся сегодня недалеко от литовско-белорусской границы объекте с официальной целью «обеспечить защиту, свободу и безопасность наших литовских союзников». При этом, как будет действовать в случае необходимости тяжелая военная техника в литовских условиях, особенно с учётом последнего инцидента с более легкой гусеничной машиной, ни в Вильнюсе, ни в Берлине предпочитают не говорить, стремясь лишь грозно надувать щеки с целью «запугать» Россию разрекламированной на весь мир «мощью» НАТО.
Вместе тем, необходимо признать, что все проблемы Североатлантического альянса никак не снижают его потенциальной угрозы для России и Белоруссии. В НАТО достаточно много и военнослужащих, и современной техники, и ядерного оружия, и тех, кто прекрасно понимает необходимость модернизации военных подразделений и системы управления ими. Более того, нынешнее наращивание военных расходов в странах ЕС прямо свидетельствует о том, что на Западе всерьёз готовятся к военному столкновению с РФ, даже с учетом отставания в развитии европейского военно-промышленного комплекса и нежелания большинства жителей Евросоюза брать в руки оружие. Поэтому России и Белоруссии придется и далее вести усиленную работу по укреплению обороноспособности Союзного государства, в том числе, изучая все сильные и слабые стороны НАТО.
На заглавном фото: Бронемашину США достают из литовского болота
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
31 марта в Киевской области завершился так называемый международный Бучанский саммит, формально посвящённый жителям города, погибшим в 2022 году. Почему формально? Потому что клику Зеленского и его западных контролёров судьба этих жителей волновала в последнюю очередь.
Специальная комиссия министерства культуры Украины «проверяет» мощи преподобных в пещерах Киево-Печерской лавры, СБУ предупреждает, депутаты истерят, людоловы торгуют людьми.
В Сумской области враг несёт большие потери, но продолжает оказывать сопротивление. С Курской земли ВСУ бегут, оставляя иностранное вооружение.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.













