Сколько хлеба и мяса требовалось викингам?

Сейчас много всяких экранизаций, в которых стараются показать, как было на самом деле. Иногда весьма успешно, но экономику почти всегда забывают.
Вот тема из разряда испортить жизнь многим профессиональным историкам — снабжение
Снабжение флотов, то есть кораблей и их экипажей. Что тут может быть такого интересного? Меня же заинтересовал вопрос о том, велика ли была гора зерна, которого требовалось заготовить в морской поход?
Сколько взять хлеба на матроса в сутки?
Поскольку корабельный рацион в эпоху парусно-гребного флота, к которым относятся и скандинавские драккары, состоял преимущественно из хлебных продуктов, то подготовка к морскому походу непременно включала в себя хлебозаготовительную кампанию. Весь вопрос — сколько.
Мой метод, почерпнутый из арсенала раннего советского планирования, я называю «методом ключа». Вот нам нужно как-то узнать, сколько викинги брали с собой продовольствия на борт. Но викинги не были столь любезны, чтобы оставить нам книги корабельных припасов. Вероятно, какие-то описи припасов составлялись, но они до нас не дошли. В известных нам хрониках, написанных противниками викингов, ни слова об этом нет, и тут профессиональным историкам сказать нечего. Тупик? Не спешите.
«Метод ключа» состоит в том, чтобы найти аналогичное, но хорошо документированное экономическое явление более позднего времени, а затем, проверив на сопоставимость, экстраполировать данные более позднего времени на более раннее. Получается, конечно, весьма условное сопоставление, но это лучше, чем ничего.
Мне повезло обнаружить подробные описи припасов, которые брали на борт немецкие китобойные суда из Гамбурга в начале XVIII века. Сопоставимость: тот же район плавания (китобои шли к берегам Гренландии), такой же срок похода — примерно полгода, схожий тип судна и такой же размер экипажа — 28–30 человек. Физиология питания и тяготы в море тоже не особо поменялись. Викинги, может, и не ходили прямо к Гренландии, ограничиваясь Балтийским и Северным морями, но им в море было тяжелее ввиду отсутствия подпалубных помещений и обогреваемых кубриков.
В состав припасов китобойного судна на 28 человек входило:
13 бочек сухарей,
12 мешков печеного хлеба,
16 мешков ячменя,
12 мешков серого гороха,
12 мешков белого гороха,
850 фунтов сыра,
400 фунтов сала,
7 бочек мяса,
20 бочек пива,
2 мешка соли,
Дрова и торф.
Если принять вместимость бочки в 160 литров, а вместимость мешка в 80 кг, то получается такой подсчет в весовых показателях: 830 кг сухарей (плотность сухарей принята 400 граммов на литр), 960 кг хлеба, 1280 кг ячменя, 1920 кг гороха, 340 кг сыра, 160 кг сала, 1200 кг мяса, 3200 кг пива и 160 кг соли. Всего: 10050 кг, или около 10 тонн припасов без учета веса тары.
В описи была указана пропорция расхода зерна для изготовления сухарей, и из нее следует, что на бочку сухарей расходовалось примерно 160 кг зерна, две трети — ржи и одна треть — пшеницы, так что для производства 13 бочек или 830 кг сухарей расходовалось 2080 кг зерна.

Просто для напоминания. В верхнем ряду стоит как раз 13 бочек
Китобойное судно на 28 человек брало на 180 дней в море 4990 кг хлебопродуктов (которые имеют зерновой эквивалент, когда сухари и хлеб пересчитаны в зерно, 5394 кг), или 0,9 кг на человека в день. Немцы еще потребляли порядка 0,63 кг «жидкого хлеба» в виде пива на человека в день.
В Уставе морском, составленном лично Петром I, имеется продовольственная норма матроса на расчетный месяц из 28 дней: 2 кг говядины, 2 кг свинины, 18 кг сухарей, 4 кг гороха, 6 кг круп, 1,6 кг рыбы, а также масло, вино, пиво, уксус и соль. Суточный рацион моряка составлял 1,2 кг, в том числе 1 кг хлебопродуктов.
Таким образом, хлебный рацион в парусно-гребных флотах составлял около 1 кг на человека в сутки. Остальное приходилось на мясо и жиры. Если мясо, жиры и рыбу заменить на хлебопродукты же, то можно принять расчетно 1,4 кг хлебопродуктов на человека в сутки. В своей книге я делал оценки продовольственного снабжения флотов викингов по коэффициенту 1,4 кг на человека в сутки, но мы сейчас можем сделать более дробный подсчет, с учетом мясных продуктов.
100 крестьянских дворов на один корабль
Итак, у нас к расчету принят корабль на 30 человек — типичный боевой драккар викингов. Срок похода с апреля по октябрь, шесть месяцев или 180 дней. Такому кораблю требуется принять на борт:
По норме 1,4 кг хлебопродуктов на человека в день — 7560 кг зерна.
По норме 1 кг хлебопродуктов и 0,25 кг мяса в день — 5400 кг хлебопродуктов и 1350 кг мяса.
Если полагать, что в составе хлебопродуктов было 16% печеного хлеба (864 кг) и 14% сухарей (756 кг), то с пересчетом в расход зерна на изготовление хлеба и сухарей зерновой эквивалент хлебопродуктов составляет 6309 кг. Это немаловажно, поскольку это то количество зерна, которое требовалось заготовить для снабжения корабля в поход.
Итого, 6309 кг зерна и 1350 кг мяса — вот количество продовольствия, потребного для снаряжения одного драккара на 30 человек на 180 дней плавания.

Датский драккар в море. Впечатляет, что не сразу понимаешь, что здесь что-то не так. Драккар пустой, без груза продовольствия, который должен быть на любом корабле, выходившем в море
И не надо говорить, что, дескать, викинги плавали на удачу и в расчете на то, что разграбят какой-нибудь монастырь. В плавание всегда брался запас на весь расчетный срок похода, чтобы иметь продовольствие для возвращения, независимо от превратностей военной удачи.
Кстати, корабельному экипажу нужно продовольствие не только в море, но и на берегу. Чтобы за месяцы зимовки на берегу викинги не потеряли боеспособности, их следует кормить примерно так же, потому на зиму требуется еще 6,3 тонны зерна и 1,35 тонны мяса.
Всего на год одному кораблю на 30 человек — 12,6 тонн зерна и 2,7 тонн мяса.
Теперь, что из этого следует.
12,6 тонн зерна — это 15,75 кубометров объема. Амбар, способный вместить в себя столько зерна, это изба размерами 3 х 3 метра и высотой 2 метра. Нужен еще склад для мясных продуктов, а также склады для продовольственной тары и других корабельных припасов, таких как канаты, парусина, смола и так далее. Ну и 30 человек нужно где-то разместить. Корабельный экипаж должен периодически собираться в полном составе, и в это время им надо жить вместе в течение многих дней или недель, пока идет, скажем, подготовка к выходу в море. Без береговой казармы не обойтись.
Иными словами, каждому кораблю требовался пункт базирования, который включал в себя пристань, слип для выкатки корабля на сушу для ремонта и смоления, береговую казарму, амбары для продовольствия, склады для корабельного имущества и припасов, мастерскую. Это вполне очевидно, что имущество и продовольствие, которое легко портится, надо хранить в специально построенном помещении. Без минимально необходимой инфраструктуры пункта базирования вряд ли возможно подготовить корабль к дальнему морскому походу.
Дальше. Зерно получается, конечно, от крестьян, поскольку викинги не сеяли и не пахали, главным образом, по той причине, что в посевную (апрель) и уборочную (август) были в море.
В среднем крестьянское хозяйство XVI–XVII веков в Новгородской земле, то есть весьма близкое к крестьянскому хозяйству варяжской эпохи, могло поставить 15 пудов товарного зерна в год (244,5 кг). Таким образом, для того чтобы собрать зерно для морского похода одного корабля на 30 человек требовалось 26 крестьянских хозяйств, а для обеспечения корабельного экипажа на поход и на зимовку на берегу, то есть в течение года — 52 крестьянских хозяйства. Для перевозки 12,6 тонн зерна требуется 18 телег.
Теперь мясо. 2,7 тонны мяса — это немало. Средневековая корова, как следует из недавно проведенных исследований остеологических остатков скота в Ярославле XII–XVII веков, не была упитанной, и средний вес ее составлял порядка 250 кг. Тасканка, то есть корова, которую после голодной зимы мужики за рога вытаскивали на околицу подкормиться, весила и того меньше — 160 кг.
Убойный вес тощих коров составляет примерно 45% к живому весу, а истощенных — 40% к живому весу. Так что из средней средневековой коровы выходило около 100 кг мяса. Таким образом, чтобы заготовить 2,7 тонны мяса, требовалось забить 27–30 коров. Целое стадо! Это на один корабельный экипаж в течение года.

Солонина в бочке. Для изготовления этого припаса требовалось не только мясо, но и много соли
Теперь социально-экономическое измерение вопроса. 52 крестьянских хозяйства по 15 пудов товарного зерна — это среднезажиточное хозяйство. Но в деревне были богатые, зажиточные и бедняцкие хозяйства. Если считать, что зерно и скот сдавала зажиточная половина деревни, а бедняцкая половина работала по найму: привезти, погрузить, сложить и так далее, то одному корабельному экипажу требовалось 104 крестьянских двора для снабжения с общим населением 468 душ (по 4,5 едока на хозяйство в среднем).
Это минимально, при условии сдачи практически всей товарной продукции, как зерновой, так и животноводческой. Такое было возможно лишь при торговле и обмене продукции на какие-то ликвидные для крестьянского двора ценности, например, железные изделия. Если же снабжаться в порядке сбора натурального налога, то, чтобы снабдить корабельный экипаж и не вызвать чрезмерного сопротивления крестьян, потребовалось бы 200–250 крестьянских дворов или больше, смотря по местным условиям.
Тут грабеж крестьян не прокатывал. Экипажи, которые возвращались в свою базу в конце сентября — начале октября, должны были встречать как дорогих гостей, с угощением и наполнением амбаров. Иначе на следующий год корабль в море не выйдет.
Заготовки промышленных масштабов
До сих пор речь шла только об одном драккаре и 30 викингах его экипажа. И то получилась целая волость, потребная для его снабжения в походе и на берегу.
Но мы знаем, что викинги собирали огромные флоты, во многие сотни кораблей.

На этом рисунке изображено 7 кораблей. Рисунок не слишком точен, поскольку вряд ли корабли шли так плотно, и на них нет большой горы бочек и мешков с припасами, которая была бы хорошо заметна даже издали
Иногда историки, сомневаясь в числе кораблей, указанных в хрониках, делают попытки преуменьшить, говоря, что считались не только большие корабли, но и лодки. Допустим, что были лодки. Только у этой лодки должна была быть минимальная мореходность, чтобы дойти из Норвегии до Франции с экипажем и припасами на борту, что подразумевает определенные размеры этой лодки. Иными словами, этот аргумент высосан из пальца, и мы его можем отвергнуть. Информаторы хронистов пересчитывали корабли викингов по мачтам и парусам, в основном, правильно.
Значит, у викингов была достаточно крепкая хозяйственная база, чтобы такие огромные флоты снарядить.
Исходя из наших данных, можно сказать, сколько продовольствия потребовалось бы для флотов.

Итак, на эскадру в 100 кораблей для похода на 180 дней в море требуется уже 630 тонн зерна и 135 тонн мяса. Но мы подсчитаем по годовому расходу. 1260 тонн зерна — это 5153 среднезажиточных крестьянских хозяйства или более 10 тысяч крестьянских дворов с населением 45 тысяч человек с учетом расслоения деревни. 270 тонн мяса — это забой 2700 коров.
Это всё уже практически промышленные масштабы хлебо- и мясозаготовок. И мы знаем, что викинги собирали еще более масштабные флоты, намного превышавшие 100 вымпелов. Причем собирали их не пару раз, а часто, а иногда воевали из года в год крупными флотскими соединениями. Это и говорит о том, что в их распоряжении была целая крестьянская страна, в изобилии снабжавшая их зерном, мясом, кожей и другими сельхозпродуктами. На мой взгляд, главным источником хлеба и мяса для викингов был южнобалтийский берег, куда в несколько крупных прибрежных городов, таких как Волин, стекалось зерно со всего бассейна Вислы и ее многочисленных притоков путем хорошо налаженной и масштабной хлеботорговли за серебро, в данном случае арабские дирхемы. То есть викинги плавали и воевали, а славяне — пахали, и жили викинги со славянами душа в душу, раз интенсивные нападения викингов на христианские государства Западной Европы длились более ста лет.
Вот такие результаты дает «метод ключа», основанный на советских плановых методиках. «Ключ» в данном случае — это опись припасов немецкого китобойного судна, а дальше делается экстраполяция на основе выборочных данных. Метод не слишком надежный, но часто применявшийся в условиях отсутствия подробных статистических материалов, что как раз соответствует нашей ситуации. Викинги как-то не озадачились оставить нам отчетность о снабжении своих флотов.
И сразу мы видим, сколь много народу было в это дело вовлечено, не считая собственно викингов на кораблях. И мы получаем возможность хотя бы приблизительно понять реальное устройство той политико-экономической системы отношений, которая обеспечивала морские походы викингов.
Профессиональные же историки пусть и дальше профессионально пересказывают хроники.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник