«Страж-птица взмыла над городом, медленно описывая плавную дугу. Алюминиевое тело поблескивало в лучах утреннего солнца, на недвижных крыльях играли огоньки. Она парила безмолвно. Безмолвно, но все органы чувств начеку. Встроенная аппаратура подсказывала Страж-птице, где она находится, направляла ее полет по широкой кривой наблюдения и поиска. Ее глаза и уши действовали как единое целое, выискивали, выслеживали». Это пассаж из знаменитого фантастического рассказа-притчи американского писателя Роберта Шекли «Страж-птица». Рассказ был опубликован в феврале 1953 года.
Нельзя сказать, что в этом рассказе Шекли проявил себя неким провидцем. В середине прошлого века идея беспилотных летательных аппаратов (БЛА), или, как их еще часто называют, дронах (от анг. drone – «трутень»), уже витала в воздухе. Еще в 1910 году американский инженер и изобретатель Чарльз Франклин Кеттеринг создал экспериментальную «беспилотную воздушную торпеду». Согласно его замыслу, такая торпеда, управляемая часовым механизмом, в определенном месте сбрасывала крылья и, как бомба, падала на противника. Первые БЛА многократного использования были разработаны в Великобритании в 1933 году. После ряда аварий они стали использоваться почти исключительно в качестве радиоуправляемых беспилотных мишеней. В качестве мишеней БЛА активно использовались также американцами.
Первым же боевым БЛА следует считать германский самолет-снаряд (по современной терминологии крылатую ракету) Фау-1 («Физелер-103»; Герхард Физелер – знаменитый германский летчик Первой мировой войны и пилот-акробат) с реактивным пульсирующим двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с воздуха. В техническом отношении этот самолет-снаряд представлял собой точную копию морской торпеды, которая после запуска летела к цели на автопилоте по заданному курсу и на заранее определенной высоте. Фау-1, а затем и Фау-2 активно использовались немцами в середине Второй мировой войны.
После Второй мировой войны внимание к разработкам БЛА затормозилось. Испытания ядерного оружия сместило внимание государств, обладающих развитой военной промышленностью, в сторону создания управляемых ракет и авиабомб. Первый ударный БЛА, появившийся в американской армии в 50-х годах прошлого века, был представлен дистанционно пилотируемым противолодочным вертолетом со взлетным весом 1000 кг. Этот дрон, радиус действия которого составлял 50–70 км, оснащенный поршневым двигателем мощностью 330 л.с., мог по командам корабельной системы наведения выходить в район нахождения подводной лодки и сбрасывать самонаводящуюся противолодочную торпеду. Всего американцы построили более 750 беспилотников такого типа, которые до 1970 года стояли на вооружении ВМС США.
БОЛЬШИЕ ЗАДАЧИ МАЛЕНЬКОЙ ЭСКАДРИЛЬИ
Сегодня Израиль считается вторым после Соединенных Штатов производителем БЛА и относится к несомненным лидерам в области разработки подобного рода авиационной техники.
Но начиналось все достаточно скромно. В 1962 году Биньямин Пелед, назначенный командиром военно-воздушной базы (в будущем – командующий ВВС), выдвинул идею создания недорогих летательных устройств, похожих на боевые самолеты. Пелед полагал, что, заполнив ими воздушное пространство, удастся сбить с толку радары противника. Уже в конце 1962 года командование ВВС сообщило концернам «Авиационная промышленность» и «Тадиран», входящим в израильский военно-промышленный комплекс, о готовности к испытаниям отечественных дронов. Испытания продолжались почти девять лет. Первые образцы доставлялись из-за океана. С этой целью в марте 1970 года делегация ВВС Израиля выехала в США и в конце июля того же года подписала контракт с американской компанией Teledyne Ryan на разработку разведывательного беспилотника. Этот аппарат получил ивритское наименование «Мабат» («Взгляд»). Через 11 месяцев 14 таких машин были доставлены в Израиль.
1 августа 1971 года была создана особая эскадрилья для их эксплуатации – 200-я, первая эскадрилья БЛА в израильских ВВС. Некоторое время она дислоцировалась на базе в Пальмахиме, центре страны, между городами Ришон Ле-Цион и Явне. Однако напряженность на израильском юге сохранялась, несмотря на завершившуюся годом ранее так называемую войну на истощение с Египтом, начавшуюся сразу же после победы Израиля над армиями Египта, Сирии и Иордании в Шестидневной войне в июне 1967 года. Поэтому в том же году часть эскадрильи перебросили на существовавшую тогда военно-воздушную базу Рафидим на Синайском полуострове, занятую по итогам войны израильтянами.
В задачи 200-й эскадрильи входили аэрофотосъемка в районах, прикрытых ЗРК арабских армий, с помощью БЛА «Мабат» и дезориентация ракет с помощью ложных целей – БЛА «Тэлем» («Борозда»). Вскоре после завершения Войны Судного дня октября 1973 года ВВС Израиля сделали второй заказ на 24 аппарата «Мабат». Приблизительная стоимость БЛА этого типа с дополнительным оборудованием составляла 4 млн долл., сам летательный аппарат стоил около 2 млн долл. Беспилотные самолеты типа «Мабат» и «Тэлем» закупались до 1990 года и использовались в составе ВВС Израиля по 1995 год включительно; мишени «Шадмит» состояли на вооружении национальных ВВС до 2007 года.
Примечательными разработками и моделями, заказанными ВВС Израиля в США, стали модификации беспилотных самолетов семейства «Файрби» (Firebee, «Огненная пчела»), которые представляли собой разведывательные БЛА.
Видный израильский военный историк Александр Шульман (родился в Ленинграде в семье советского офицера) в блестящей статье «Будущее за дронами», опубликованной на сайте «Русская планета», пишет: «Впоследствии израильтяне оснастили самолеты Firebee аппаратурой для аэрофотосъемок. Ловушка (ложная цель) сработала – во время войны 1973 года ЗРК противника осуществили 43 ракетных пуска по радиоуправляемым самолетам. Впрочем, израильтяне остались недовольны применением радиоуправляемых самолетов Firebee – они были дороги, тяжелы и громоздки».
Израильтяне стали активно использовать дроны собственного производства, такие как тот же «Мабат» и БЛА-мишени «Шдемит» («Поле») производства компании Teledyne Ryan. Эти аппараты применялись Израилем для наблюдений, разведки наземных объектов и постановки ложных воздушных целей. Беспилотные разведчики «Мабат» совершали аэрофотосъемку дислокаций войск, зенитно-ракетных батарей, аэродромов, проводили разведку объектов перед авиационными ударами и оценку результатов этих ударов.
С 1975 года Израиль перешел к разработке и выпуску собственных БЛА, первым из которых стал «Саяр» («Шторм»; экспортное наименование «Mastiff» – «Мастиф») фирмы-производителя «Тадиран». Этот беспилотный самолет был впервые представлен широкой публике в 1978 году; он и его усовершенствованные модели состояли на вооружении военной разведки. По заказу ВВС Израиля были разработаны и созданы аппараты типа «Scout» («Скаут»), на иврите именовались – «Захаван» («Иволга»).
Наряду с заказами и закупками беспилотников у фирм-производителей США за несколько лет в Израиле была создана собственная мощная база по проектированию и строительству беспилотных летательных комплексов.
Однажды израильский дрон, операторы которого совершили маневр уклонения от сирийского истребителя, заставил вражеского пилота сорваться в штопор и столкнуться с землей.
В 1982 году Иерусалим предложил Пентагону совместную разработку беспилотников. Тогдашний министр обороны США Каспар Уайнбергер прибыл в Израиль и воочию увидел маневры ВВС, в которых участвовали БЛА местного производства. Кроме того, высокому заокеанскому гостю показали фильм по этой тематике. И хотя Уайнбергер восхитился, по его же словам, «потрясающими израильскими воздушными игрушками», от сотрудничества с евреями отказался. Положительного ответа на предложение Иерусалима от Уайнбергера, почти откровенного противника еврейского государства, ожидать было трудно.
ВЫСЛЕДИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ
В 1991 году Эхуд Барак, вступивший в должность начальника Генштаба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля), после анализа обстановки пришел к выводу о необходимости обратить особое внимание на вопрос оснащения БЛА высокоточным оружием. По его предложению ВВС разработали концепцию пошагового использования технологических новаций израильских дронов. Предполагалось с помощью БЛА не только следить за целями и получать разведданные, но и создать возможности прямого транслирования боевых ситуаций.
Уже в следующем году израильтяне начали запускать дроны, осуществлявшие лазерное целеуказание для ударных вертолетов АН-64. Далее наведение на цель ракет осуществлял лазер самого вертолета. Однако израильские конструкторы БЛА решили синхронизировать этапы слежения, наведения на цель и ракетного удара. Таким образом, дроны ЦАХАЛ нового поколения не только собирали информацию, но и непосредственно участвовали в боевых операциях.
Одной из первых целей такой «синхронизированной» атаки, произведенной 16 февраля 1992 года, был ракетный удар БЛА по автомобилю Аббаса Мусауи, тогдашнего лидера Хизбаллы, ливанской шиитской организации, признанной террористической рядом государств, а также Лигой арабских стран, Евросоюзом, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Агентура АМАНа (Израильской военной разведки) получила сведения о времени прибытия лидера Хизбаллы в деревню Джибшит в Южном Ливане. Эту информацию передали Эхуду Бараку. Начальник Генштаба принял решение не сразу. Он посоветовался с Моше Аренсом (к слову, уроженцем Литвы), тогдашним министром обороны и авиационным инженером по образованию, который план «беспилотной» ликвидации одобрил.
Ликвидация Мусауи – пример того, что сегодня именуют на иврите «сикуль мемукад», на английском – «targeted killing», а по-русски – «точечными ликвидациями». Интересно, что за океаном настолько были впечатлены подобным способом ликвидации террориста, что сами приступили к разработке и производству атакующих БЛА «Предейтор» («Predator» – «Хищник») и «Рипер» («Reaper» – «Жнец, жатка»).
В 2004 году именно израильские БЛА одного за другим ликвидировали двух хамасовских лидеров – 22 марта шейха Ахмеда Ясина и 17 апреля – Абд-эль-Азиз аль-Рантиси. Тогда еще общественность не совсем представляла себе атакующие возможности дронов. Поэтому СМИ сообщали только о «выслеживании» террористов дронами, передающими информацию вертолетам для ракетных ударов. На самом деле обе функции – разведывательную и ударную – совмещали в себе БЛА. Только в 2007 году палестинская сторона начинает утверждать, что Израиль все чаще и чаще использует именно ударные дроны вместо привычных вертолетов для поражения целей в Газе.
В случаях проведения точечных ликвидаций ЦАХАЛ выпускает об этом официальные сообщения. Одновременно ШАБАК (Израильская служба общей безопасности) публикует краткую информацию из так называемых красных страниц, на которых описаны «деяния» ликвидированного террориста. Общественность должна быть уверена в том, что ликвидация оправдана.
В 2006 году вэб-сайт Flightglobal публикует доклад, в котором сообщает о том, что Израиль вооружил свои дроны, именуемые по-английски «Heron» («Цапля»), а на иврите «Махац» («Мощный удар»), многофункциональными противотанковыми ракетами «Спайк» («Spike») производства израильского же концерна Rafael. Эти БЛА активно используются в Ливане и Газе.
ДРОНЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ
Ударные дроны способны нести немалую боевую нагрузку и осуществлять уничтожение наземных, воздушных, надводных и подводных целей. БЛА обладают принципиальными преимуществами по сравнению с пилотируемой авиацией. Во-первых, нет опасности для жизни летчика. Во-вторых, стоимость производства и использования БЛА намного дешевле, чем боевого самолета. В-третьих, время пребывания дрона в воздухе может значительно превысить временную возможность летательного аппарата, управляемого человеком. В-четвертых, операторы дронов непрерывно наблюдают за контролируемой ими местностью.
По размерам дроны очень разнятся. Обычно они меньше самолетов и вертолетов. Для ликвидаций террористов используются небольшие беспилотники, несущие маленькие ракеты. Причем боевая часть таких ракет представлена осколочной, а не противотанковой боеголовкой. Таким образом, удается минимизировать ущерб – цель уничтожается, а гражданский объект (например, здание) не разрушается. На израильских БЛА устанавливаются лазеры, разноспекторные сенсоры, включая радар и электрооптические камеры, работающие в инфракрасном диапазоне. Высокоточные датчики поставляют информацию в реальном времени. Они способны не только прочитывать дорожные указатели, устанавливать вооружение того или иного человека, но даже отличать взрослого от ребенка. В случае определения на объекте детей или гражданских лиц команды на выпуск ракеты не последует. Более того, если ракета выпущена ошибочно, операторы перенацеливают ее на открытую местность, где она не может нанести ущерб.
Известный израильский обозреватель по военным вопросам Ронен Бергман в статье «Наше тихое и умное небесное воинство», опубликованное в переводе в русскоязычной израильской газете «Вести», обращает внимание на изменение способов ведения войны с наступлением «эры беспилотников». В этой связи он пишет: «Нет больше массовых танковых сражений, нет воздушных боев с участием сотен самолетов. Есть повседневная, тяжелая, изнурительная борьба с террором. Ради осуществления точечных ликвидаций АМАН и ВВС создали целые эскадры дронов, осуществляющие слежение за террористами и их уничтожение».
Всего в Израиле разработано более 30 видов беспилотников, которые представлены летательными аппаратами различного назначения. Израильские дроны (как самолетного, так и вертолетного типа) способны выполнять и гуманитарные задачи – обнаруживать раненых, оказывать им медицинскую помощь и при необходимости эвакуировать в больничные учреждения. Израиль продает беспилотники различных типов, причем не только военного назначения, в 49 государств, а разведывательные и боевые дроны местного производства стоят на вооружении более чем двух десятков государств.
«БЕСПИЛОТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» СВЕРШИЛАСЬ!
Но одновременно она и продолжается. Разумеется, речь идет не только о разведывательных и боевых БЛА. Иначе говоря, дроны начинают активно использоваться и вне военной сферы. Уже сейчас некоторые образцы БЛА задействованы в грузовых перевозках. На пороге пассажирские беспилотные авиаперевозки. Хотя именно в армии и разведке достижения беспилотной авиации особенно впечатляют. Поэтому вполне закономерно, что именно израильский военный, генерал резерва Офир Шахам, возглавляющий исследовательский отдел Министерства обороны, выразил уверенность, что происходящая на наших глазах «беспилотная революция» полностью перевернет традиционные представления о роли и месте человека в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях.
В нынешней мировой «гонке дронов» участвуют 76 стран. Но клуб государств, экспортирующих свои БЛА, совсем не тесен. По состоянию на 2014 год в нем состояло только 10 членов. В 2008 году израильские корпорации продали БЛА на 150 млн долл., а в 2009 году уже на сумму в 650 млн долл. В 2010 и в 2011 годах было продано израильских беспилотников на суммы соответственно в 627 и 979 млн долл. В 2012 году только с Индией был заключен контракт на поставку израильских беспилотников на сумму в 958 млн долл. С 2005 по 2013 год Израиль экспортировал летательные дроны на сумму в 4,6 млрд долл., что составляет 10% от общей суммы экспорта израильского вооружения.
В 2009 году Иерусалим и Москва подписали первый контракт на поставку израильских БЛА для российской армии. С 2012 года израильские дроны «Серчер-2» («Искатель-2») начали выпускать на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в качестве лицензионной копии под наименованием «Форпост». По данным на январь 2014 года, шесть «Форпостов» и наземная станция управления стоят на вооружении отряда БЛА на базе Елизово в Камчатском крае. Планируется постепенная локализация производства БЛА в России на основе израильских комплектующих и лицензионных копий на Казанском вертолетном заводе.
Германский бундесвер закупил, по разным данным, от трех до пяти израильских дронов «Махац» на сумму около 600 млн евро. Эти модифицированные беспилотники по габаритам (да и по ценам) вполне сравнимы с «Боингом-737». У них размах крыльев 26 м, и они могут пролететь 14,8 тыс. км, неся боевую нагрузку в одну тонну. Такой дрон, оснащенный автоматической системой посадки и взлета, позволяет вести разведку на любом типе местности: в лесу, джунглях, болотах, море или городской застройке. Модифицированные «Махацы» закуплены также Соединенными Штатами, Францией, Канадой, Австралией, Мексикой, Сингапуром, Мексикой и Эквадором. При этом вызывает удивление следующий факт: немцы поначалу пытались сконструировать и произвести дрон собственного производства. Но проект, оцененный в один млрд евро, провалился, когда на него уже было потрачено 508 млн. В чем именно состояли ошибки германских инженеров, Берлин не сообщает.
Недавно появились сведения о первых и пока единственных поставках 12 израильских дронов Иордании. Эту информацию не следует считать сенсационной. Хотя бы потому, что Иерусалим и Амман давно сотрудничают в противостоянии террористам различных мастей. Иорданская и израильская стороны не раскрывают деталей контракта. Не известны ни его стоимость, ни сроки поставок беспилотников. По всей видимости, израильтяне помогут соседям в обучении операторов БЛА и даже создадут соответствующий центр технического сотрудничества. Надежные источники сообщают о намерении иорданцев атаковать с помощью закупленных у израильтян дронов формирования Исламского государства (запрещено в России и в ряде других стран) у границ с Ираком и Сирией.
По сведениям Стокгольмского института исследования проблем мира, «в 2001–2011 годах Израиль контролировал 41% мирового рынка БЛА». В отчете пользующейся доверием международной консалтинговой фирмы Frost & Sullivan указывается, что Израиль в 2005–2012 годах продал БЛА на 4,8 млрд долл., в то время как США на 2–3 млрд долл. Другие аналитические фирмы также называют Израиль крупнейшим экспортером БЛА.
По мнению международных экспертов, в 2015 году объем мирового экспорта БЛА, составлявший в 2009 году 5,1 млрд долл., в 2015 году превысил 19 млрд долл., а к 2020 году возрастет до 50 млрд. Заметим, что технология проектирования и производства БЛА также была использована израильтянами при создании беспилотных катеров «Сигалл» («Чайка»). Бывший командующий израильскими ВВС генерал Эйтан Бен-Элияху, выступая на международном аэрокосмическом конгрессе, заявил: «Эра пилотируемых штурмовых вертолетов прошла, у пилотируемых истребителей нет будущего, перспективы транспортной авиации также сомнительны. Для нас, боевых летчиков, вытеснение пилота из кокпита, конечно, является тяжелым ударом, однако уже в недалеком будущем мы, несомненно, увидим воздушные бои между беспилотниками».
В заключение, возвращаясь к началу статьи с упоминанием «Страж-птицам» Роберта Шекли, не могу не заметить, что дроны-самолеты не очень похожи на «Страж-птиц» Роберта Шекли. По крайней мере, птичьих трелей от них не услышишь. Они и в самом деле жужжат как пчелы. Этот характерный зуммер (по-арабски «аль-зинзана») наводит ужас на боевиков, которые, заслышав его, даже не смотрят в небо, а в панике разбегаются. Укрыться от «огненной пчелы» трудно. Обязательно найдет террориста и ужалит. Обычно смертельно!
Читайте нас: