«Мозаика войны» – интервью Readovka c жителем Донбасса, создающим картины из гильз, которые он собирает вокруг своего дома

Путь, по которому человек приходит к творчеству, многообразен, и у каждого, что главное, свой. Многих в омут творчества толкнули пережитые ужасы войны – так можно было излить свою боль, увековечить для потомков то, что видел, выразить самого себя, выжившего. Уже не раз это случалось в Донбассе, где боевые действия идут с 2014 года. На весь мир уже стали известны «Донецкие розы» кузнеца Виктора Михалева и его коллег по ремеслу, выкованные из осколков снаряда – даже в Госдеп США одну такую передали специально для госпожи Нуланд, в память о детях Донбасса, в которых продолжают лететь натовские снаряды, чтобы их убить.
Ну а Readovka довелось познакомиться с еще одним донбасским художником по имени Василий Змей. Если продюсерам The Beatles приходилось в свое время придумывать почти из ничего фантастические истории о том, как Леннон и Маккартни создавали тот или иной бессмертный хит, тому, кто пишет про творчество Василия, не приходится придумывать ровным счетом ничего. Он создает художественные полотна, выкладывая их из оружейных гильз, которые собирает вокруг своего дома и его окрестностей, по которым прокатилась катком война. А показывает картины пока только в своем недавно заведенном Telegram-канале, который так и называется – Vасилий Zмей.
Наш собеседник предельно скромен и не привык к повышенному вниманию к себе и своему творчеству. Однако он согласился дать нам интервью, за что мы его искренне благодарим и рады в свою очередь познакомить читателей Readovka с ним. Не побоимся быть голословными, мы готовы тем самым нанести на карту художественного неба Донбасса новую, ранее не изученную звезду.

Однажды пришла война
Я ничем непримечательный дончанин, – лаконично предпочитает Василий ответить на вопрос о своей биографии. – Родился в СССР, получил техническое образование, женился и, как большинство молодых парней в моем краю, пошел работать в шахту.
А потом пришел 2014 год, и в дома жителей шахтерского края ворвалась кровавая буря. Не минула эта чаша и Василия, у которого разгоревшийся конфликт отобрал прежний спокойный быт, круг общения и жизнь очень близкого и дорогого человека. Это стало для него сокрушительным ударом, после которого, по собственным словам, он долго буквально не мог заново собрать себя воедино. Выход, как и самого себя, Василий нашел именно в искусстве.
– У любого человека есть потребность выразить эмоции, и каждый делает это по-своему: кто-то фотографирует, кто-то пишет картины, создает музыку, воспитывает детей, добывает уголь, пишет статьи, пробивает товары на кассе или даже заряжает артиллерийскую установку. Все это – искусство, просто разные способы его интерпретации. Даже абсолютно, на первый взгляд, бытовые вещи являются искусством, потому что это не что иное, как проявление наших чувств.
Выразить свои чувства Василий решил через символизм. Символ же того, о чем он хотел рассказать остальному миру, нашелся в большом количестве совсем рядом – буквально у порога собственного дома.
– К сожалению, гильзы стали таким же символом Донбасса, как и уголь. Их навалом в любой деревушке, и моя – не исключение. Гильзы я собираю в окрестных лесополосах и в опустевших домах моего села.

Из гильз выкладывается рисунок, и, как видно по фото, они частенько обретают свои краски согласно задумке автора. О том, как долго Василий работает над текстурой и подбором красок, он предпочитает умолчать – у каждого художника есть право оставить эти подробности при себе. Куда большее внимание он уделяет такой константе своего творчества, как идее.
– Идея лежит в основе всего. Это первый и, по сути, главный пункт в процессе создания моих картин. Думаю, это касается и всего остального. Для кого-то мои работы – метафора войны, для меня же они скорее метафора мира, наконец-то доставшегося нам сквозь боль, утраты и труд.
Мы не сразу решаемся осторожно спросить у Василия, а что будет, когда гильзы однажды закончатся в округе? На этот вопрос он отвечает просто и от сердца:
– Что я буду делать, когда в моем краю исчезнут следы войны? Я буду счастлив!
Змей – значит Z
СВО не только принесла дому Василия освобождение, давшееся дорогой ценой, и материалы для создания картин, но и внесла в его жизнь литеру Z как символ всего, что дорого сегодня русскому сердцу. От нее же родился и его творческий псевдоним – Zмей, и с ней же связана его любимая из ныне готовых работ:
– Моя любимая картина называется «Культура Z». Думаю, сейчас стоит немного рассказать, почему: с момента начала СВО для всего мира эти три знака – «ZOV» – не просто буквы латинского алфавита. Это символ силы, символ патриотизма, символ победы русского народа.
Первой же картиной Василия из патронов стал русский триколор – в нее он вложил легко читаемый символ любви к стране, выраженной через борьбу за нее. На сегодня же в его багаже, по собственным словам, около дюжины полотен. Но не все они показаны на канале автора:
– Некоторые я не выставлю, потому что они мне не нравятся; некоторые я подарил парням-артиллеристам, которые располагаются по соседству.

Несмотря на свою скромность, о Василии Змее уже знают в определенных кругах и протягивают ему дружескую и даже организаторскую руку – у него уже просят картины для экспозиций музеев и выставок – например, его пригласили поучаствовать в выставке современного искусства, приуроченной ко Дню Победы.
– Честно говоря, для меня все еще в новинку, что кто-то находит себя в моем творчестве, так как изначально это все-таки воплощение моего внутреннего мира на холсте, – признается художник.
И тем не менее! Буквально недавно он закончил работу на заказ для волонтерской организации «Время действовать» из Нижнего Тагила, причем в традиционную для него картину с логотипом организации, сложенном из гильз, Василий встроил часовой механизм, где деления циферблата также обозначены гильзами.
В ближайших планах же у него – полотно, посвященное Мариуполю, свидетелем испытаний которого он лично стал и разделил их тяготы. Что она из себя будет представлять – автор не раскрывает, придется подождать нужного часа.
Заканчиваем мы нашу небольшую, но душевную беседу тем, что касаемся вопроса «донбасского феномена» в искусстве, он же «Z-феномен», который, чего скрывать, не дает покоя очень многим как в хорошем смысле, так и не очень, ведь кому-то та самая литера Z в прямом смысле кость в горле. Доходит порой до дискуссий как о его праве на жизнь и истинной цене, так и вообще, не рано ли его решили узаконить в истории, сложился ли он или должны пройти годы осмысления.
– Я считаю, что он [феномен] уже произошел, и мы с вами – тому доказательство, – говорит Василий. – События 24 февраля изменили мир навсегда, и искусство не могло остаться в стороне: музыка, фильмы, картины, ролики на YouTube, новости в Telegram – все посвящено СВО. Я считаю, что этим мы наконец-то возвращаем свою идентичность и культуру, которую распродали в 90-х, погрязнув в склоках.
Точно так же не приходится сомневаться, что Василий Zмей – это уже состоявшийся деятель данного течения искусства. Учитывая проявляемое к его творчеству внимание, которое продолжает расти (чему, хочется верить, поспособствует и наш материал), а главное – обилие материала духовного, который нам всем подбрасывает день текущий, можно говорить как о решенном деле, что число его полотен продолжит расти, а творческий поиск выражения – расширяться. Там не за горами будет и персональная выставка, да и не одна, чего мы нашему собеседнику от души желаем, как и не останавливаться, что бы ни произошло.
