НАТО планирует создать центр управления воздушными операциями на Крайнем Севере в Норвегии,
«Это подарочный пакет для норвежских властей. Одна из основных стратегий Норвегии – сделать безопасность Норвегии и ее союзников максимально неделимой», – заявил Тормод Хейер, профессор военной стратегии и операций в Университете Иннландета.
По словам Хайера, для поддержки командного центра НАТО в Норфолке, США, планируется создать так называемый «Объединённый центр управления воздушными операциями (CAOC)», который сможет координировать действия военно-воздушных сил на очень большой территории, одновременно поддерживая ситуационную осведомленность.
Центр управления воздушными операциями станет важным каналом влияния в НАТО для повышения осведомленности о стратегическом значении Норвегии, отмечает норвежский военный аналитик.
Такой штаб, по его словам, будет информировать НАТО о том, что «происходит в воздухе, и какие угрозы могут исходить от ракет и беспилотников, вражеской авиации и, в некоторой степени, также военно-морских сил».
Хайер заявил, что норвежские власти приложили немало усилий, чтобы стать страной, где разместится центр управления воздушными силами альянса: «Это сигнал о том, что НАТО теперь предпочитает говорить на языке Путина, а это язык силы. А именно этой силе должна быть противопоставлена сила противодействия, чтобы в случае возникновения кризиса ее не пришлось перебрасывать из одного оплота в другой».
Где именно в Норвегии будет располагаться центр, пока не уточняется.
«Ведутся работы по выбору места, решение о котором будет принято позднее в ходе диалога с НАТО», – заявил министр обороны Торе О. Сандвик. В частности, битва развернулась между городом Рюгге, расположенным на юге страны около Осло и находящемся севернее Полярного круга городом Будё.
Наиболее вероятно, на наш взгляд, строительство центра управления воздушными операциями НАТО на Крайнем Севере в Будё.
Аэропорт Будё
В Будё была расположена главная авиабаза Вооруженных сил Норвегии, которую закрыли в январе 2022 года. Однако инфраструктура базы сохранена.
База в Будё являлась основной авиабазой НАТО во время холодной войны из-за её стратегического расположения вблизи от СССР. После начала боевых действий на Украине стратегическое значение авиабазы в Будё для НАТО вновь стало определяющим.
В марте прошлого года на севере Норвегии, Швеции и Финляндии прошли военные учения
«В масштабных зимних учениях приняли участие около 50 кораблей, 20 000 военнослужащих и 110 истребителей, транспортных самолетов, самолетов-разведчиков, самолетов-заправщиков и вертолетов. Все действия ВВС и воздушные операции координировались, синхронизировались и планировались из Будё в Северной Норвегии.
В ходе учений впервые было проверено воздушное командование НАТО в регионе Северной Европы, а широко обсуждаемый объединенный центр управления воздушными операциями стран Северной Европы временно разместился в лагере Бодин в Будё», – отметила газета.
«Одной из моих важнейших задач является координация усилий всех стран Северной Европы. При этом важно подчеркнуть, что мы не работаем как отдельные страны в центре управления воздушными операциями, а интегрированы в один департамент», – заявил начальник Объединенного северного центра воздушных операций НАТО (Joint Air Operations Center North) бригадный генерал Трон Странд из ВВС Норвегии.
Формат и ход учений позволяет достаточно точно судить о том, каким будет будущий центр управления воздушными операциями НАТО в Норвегии.
В ходе учений Nordic Response в состав центра воздушных операций вошло около 350 сотрудников.
Центр был разделён на две локации в Северной Норвегии: лагерь Бодин в Будё и горный комплекс в городе Сёррейса.
«Подразделение здесь, в лагере Бодин, отвечает за планирование, синхронизацию и координацию воздушных операций. Около 170 человек в Сёррейсе отвечают за выполнение воздушных операций», – объяснил журналистам High North News бригадный генерал Странд.
А по
«Создание совместного центра воздушных операций с участием представителей ВВС Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Великобритании и США позволит нам проверить, сможет ли объединенное командование ВВС стран Северной Европы проводить воздушные операции как единая воздушная сила, не только как Северный регион, но и как часть НАТО», – говорит командующий ВВС Норвегии генерал-майор Рольф Фолланд.
«Мы планируем интегрированные операции совместно через объединенный Северный центр управления воздушными операциями – с высокой степенью сложности и темпами», – добавил он.
High North News отмечает, что в кругах НАТО ведутся дискуссии о повышении уровня Северного центра управления воздушными операциями до арктического уровня – до Арктического центра управления воздушными операциями.
Таким образом, будущий центр управления воздушными операциями НАТО в Норвегии, дислоцированный в Будё и Сёррейсе, будет отвечать за планирование и руководство боевыми действиями не только на севере Европы, но и в арктическом регионе.
Будущий стратегический центр НАТО должен иметь высокую транспортную связность со всеми странами НАТО – по морю и по суше.
Будё и Сёррейса расположены на океанском побережье Норвегии. Их порты вполне пригодны для захода военных и транспортных кораблей НАТО.
В настоящее время НАТО планирует в Скандинавии создание сухопутных транспортных коридоров с высокой пропускной способностью.
«Тот факт, что Норвегия, Швеция и Финляндия теперь объединены в НАТО, полезен для безопасности Норвегии, стран Северной Европы и союзников. И сегодня мы достигли важной вехи. Мы договорились о создании военного транспортного коридора через Северную Норвегию, Северную Швецию и Северную Финляндию. Это позволит быстро перебрасывать персонал и технику из норвежских портов через Швецию в Финляндию», –
«Раньше при планировании транспортировки военного персонала и оборудования мы мыслили в терминах север-юг. Теперь мы также будем мыслить в терминах запад-восток в большей степени. Национальная инфраструктура должна удовлетворять потребности НАТО в возможности перемещения сил через национальные границы», – сказал Стёре, тем самым подчеркивая, что военное планирование НАТО отдает приоритет восточному, а не арктическому направлению, то есть возможной агрессии против западных регионов России и Белоруссии.