Корреспондент «Звезды» наблюдал, как бойцы зенитно-ракетного полка с помощью С-400 «Триумф» и «Панцирь-С» отразили воздушную атаку условного противника.
Пять минут на сборы
Башня зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С» с глухим урчанием развернулась. Я стоял на пригорке, на мгновение стволы уставились на меня. Шутка ли, 12 ракет и две зенитные пушки, способные уничтожать цели на земле и в воздухе в радиусе 20 километров. Самолет достанет на высоте до 15 километров, а ниже, километрах в пяти, «Панцирь-С» может сбить даже мелочь вроде дрона, который в тот момент запустил наш фотокор Виктор Гусейнов.
В общем, когда я оказался на линии огня, сердце замерло. Но башня крутанулась снова, стволы ушли выше, сканируя небо. Учения гвардейского зенитно-ракетного полка имени генерал-лейтенанта Кирпикова в Подмосковье продолжались. По легенде, Москва подверглась массированному нападению с воздуха. Дивизион, состоящий из двух установок С-400 «Триумф» и двух машин «Панцирь-С», вместе с другими подразделениями Первой армии противовоздушной и противоракетной обороны особого назначения выдвинулся на отражение атаки. В какой-то момент приходит приказ срочно сменить позицию, дабы спутать карты противнику.
И вот тубусы ракет, только что смотревшие ввысь, ложатся на станины тягачей, бойцы бросаются по кабинам, а командир дивизиона подполковник Роман Рыжков подгоняет: «Быстрее! Еще быстрее!».
– По нормативам на выдвижение нам дается пять минут, – объясняет он.– Но мы стараемся уложиться в меньшее время. Ведь в таких ситуациях каждая секунда стоит жизни.
Рев дизелей оглашает лес, колонна набирает ход. Один «Панцирь-С» впереди, другой сзади, две установки С-400 посредине. «Триумф» –оружие грозное, но само по себе беззащитное, особенно на марше. Под прикрытием комплексов «Панцирь-С» колонна становится по-настоящему неуязвимой.
Чужие не летают
В этом году противовоздушный щит Москвы полностью обновился –перешел на комплексы С-400. Предыдущее вооружение, С-300, тоже держало небо на замке. Но «Триумфы» по своим характеристикам выше на порядок. Их радары дальнего обнаружения способны находить цели на дальности в 600 километров, а ракеты – поражать цели в 400 километрах. Вражеские самолеты тактической и стратегической авиации, крылатые ракеты и боеголовки баллистических... Стоит этой нечисти пересечь западную границу, их уже заметят. И уничтожат где-нибудь в небе над Брянском.
Полк имени Кирпикова, где проходят учения, – одно из нескольких зенитно-ракетных подразделений, окружающих Москву. Радиусы действия их радаров накладываются друг на друга, плотно перекрывая и дальние, и ближние подступы.
– Цель номер один, высота восемь, дальность 200, скорость 160, принадлежность «свой», – оператор всевысотного обнаружителя монотонным голосом передает данные.
Обнаружитель – это мачта с локатором высотой с пятиэтажку. На экране десятки движущихся точек – самолеты в столичном небе. Сейчас чужие в московском небе не летают. Но если вдруг, целеуказание будет мгновенно передано на С-400, и ракета уйдет в небо. С этого момента шансов у чужого нет.
– Недавно наш полк участвовал в практических стрельбах на полигонах Ашулук и Телемба, – говорит замкомандира полка по воспитательной работе гвардии подполковник Сергей Бобров. –Отстрелялись на отлично, стопроцентное поражение всех целей. Характеристики, заявленные производителем С-400, полностью подтвердились.
В мире аналогов нет
Машины идут медленно, тягачи не спеша преодолевают лесной проселок. Но Тагир Магомедсаидов, водитель одного из С-400, признался, что на шоссе он разгонялся и до 80 километров в час. Так что в случае реальных боевых действий дивизион может в считаные минуты оказаться совсем не там, где его ожидает увидеть враг.
Новая позиция – ничем не примечательная опушка. Развертывание «Триумфов» занимает не больше 15 минут. Тубусы ракет с гулом переходят в вертикальное положение, опираясь на грунт. Все, к пуску готовы. Кстати, то, что ракеты выходят вертикально, – это преимущество российской системы перед зарубежными аналогами. Тот же американский Patriot стреляет из наклонного положения, так что при атаке с разных сторон ему приходится вертеться, как волчку, теряя драгоценное время.
– Площадку для работы С-400 нужно как-то готовить? – спрашиваю я командира дивизиона Романа Рыжкова.
– А зачем? – отвечает он вопросом на вопрос. – Сами видите, работать можем где угодно, лишь бы проехать удалось. Отстрелялись, сменили позицию, и снова в бой.
Учения реальных стрельб, конечно, не предусматривают. Направив тубусы в небо, «Триумфы» замирают. Прикрывающие их «Панцири» усердно крутят башнями, выполняя вводную за вводной. В выполнении этих вводных – быстрой, слаженной работе – и состоит боевая учеба.
По словам замкомандира полка по воспитательной работе Сергея Боброва, учебные задачи были выполнены, воздушную атаку на Москву личный состав успешно отразил. Офицеры выглядели усталыми, но довольными. Таких учений в последнее время стало намного больше, чем раньше: новейшая техника требует постоянного совершенствования навыков. Перед поступлением С-400 в полк боевые расчеты вообще переучивались целых полгода. Оно того стоило.
– Сравнить С-300 и С-400? Да это небо и земля, – говорит командир стартовой батареи гвардии капитан Алексей Вихарев. – О боевых характеристиках и говорить нечего, в мире нет аналогов этому оружию. Но для нас также важно, что это шаг вперед с точки зрения эргономичности и простоты управления. В этом комплексе все сделано максимально удобно, работать на нем одно удовольствие. И гордость. Недавно мы участвовали в форуме «Армия-2016». Я был поражен, насколько люди интересуются нашими машинами и нашей службой. Целый день отвечал на вопросы. Рассказать все, конечно, не мог: секретность, сами понимаете.
Автор: Владимир Демченко
Читайте нас: