1 марта в Абхазии состоится второй тур выборов президента республики, поскольку, по
Некоторые исследователи
В связи со сказанным сначала следует дать ответ на простейший вопрос: почему происходящее в крошечной Абхазии вообще имеет какое-то значение и существенно для огромной России? Он таков: республика стратегически важна как для сдерживания далеко не дружественной Грузии, так и как геополитический плацдарм, без которого положение России на Черном море существенно осложнится. Кроме того, Абхазия буквально подпирает главный российский черноморский курорт Сочи. С юга она также подпирает расположенную по другую сторону Кавказского хребта западную часть российского Северного Кавказа со Ставропольским краем и Карачаево-Черкесской республикой. И там тоже немало курортных зон РФ.
Так что точка напряжённости в этой части Кавказа России совершенно не нужна. Но это же понимают и недруги, и геополитические противники Москвы. И действуют с учетом этого понимания. Например, в той же Грузии антироссийские силы активизировались в связи с выборами в Абхазии еще в начале года, занявшись поиском того, как обеспечить вмешательство в избирательный процесс турецкой мягкой силы. И это при том, что экспансия Турции в регионе вовсе не отвечает интересам Грузии. Турция выступает за территориальную целостность Грузии только на словах. Анкаре нужна не грузинская, а турецкая Абхазия.
Очевидна сегодня в Абхазии и работа структур Запада. Несмотря на статус республики как непризнанной, на ее территории активно действуют многие десятки иностранных НКО-НПО, в которых, наряду с турецким следом, замечены и щупальца структур американской USAID*. Одно из следствий их деятельности: в Абхазии еще до начала избирательной кампании через массовые несанкционированные акции и перекрытие важных транспортных артерий стали успешно саботироваться российские инициативы.
К сожалению, некоторые абхазы уже напридумывали себе ужасов про то, что русские приедут, все скупят и выгонят их в горы. Оппозиция эти настроения подхватила и использовала для разборок с действующим руководством.
При этом аналитики полагают, что в странах, подобных Абхазии, в основе любых конфликтов лежит межплеменная и межклановая конкуренция. У абхазов имеются две основные родоплеменные группы – абжуйцы и бзыпцы: одни живут юго-восточнее Сухума, другие – ближе к российской границе. Вдобавок есть русифицированные сухумские абхазы.
Подобное деление, по мнению аналитиков, соответствует и историческому – на племена абазгов и апсилов. Как следствие, нынешние напряженные выборы в Абхазии, как и многие политические движения, протесты, перевороты, социальные конфликты и т. д., можно объяснить именно этим разделением, а вовсе не «демократическими устремлениями» и даже «протурецкими симпатиями» отдельных персонажей. Если к власти при поддержке России приходит представитель одной клановой группировки, то их оппоненты тут же становятся антироссийскими, и наоборот. Если одни сидят на трафике из Грузии, то другие кормятся с туристического бизнеса и т. д.
Некоторые исследователи успокаивают себя тем, что как власть, так и оппозиция в Абхазии однозначно «пророссийские». И дескать, неважно, кто кого – чей и какой кандидат – заменит в президентском кресле. Хотелось бы, чтобы оно так и было. Однако есть определенное противоречие: если и те и другие – пророссийские, а закон о российских
Весьма вероятно, что ответы на эти вопросы будут получены уже вскоре – в результате второго тура выборов президента Абхазии. Ясность в этом деле очень важна. В том числе потому, что идея интеграции Абхазии в РФ упирается именно в подобного рода трайбалистские проблемы, а также в опасения самих абхазов окончательно раствориться среди окружающих народов. Тем более что именно подобные настроения аккуратно поддерживаются западными НКО-НПО и из Турции, где потомков беженцев из Абхазии живёт в несколько раз больше, чем в самой республике.
Один из результатов подобного воздействия прозападной мягкой силы – незадолго до выборов МИД РФ был вынужден рекомендовать российским гражданам воздержаться от поездок, включая туристические, в Абхазию. Это решение по-своему правильное. Абхазы на своей земле вольны принимать любые решения. Однако если эти решения не учитывают интересы России, то и Москва не обязана поддерживать Абхазию деньгами и туристами. Запрещены российские инвестиции в Абхазию – там не должно быть ни российских денег, ни российских туристов.
Этот подход целесообразно довести и до будущего главы Абхазии, кто бы им ни оказался в итоге, чтобы заранее снять излишне и искусственно нагнетаемое в регионе напряжение.