Как появились деньги на самом деле? От бронзового топора к биткоину – всё началось с дальней торговли?
Как появились деньги? Этот вопрос волнует экономистов и историков уже не одно столетие. Традиционные теории, объясняющие возникновение денежной системы, чаще всего фокусируются на двух основных подходах: товарном и харталистском. Товарная теория видит в деньгах естественный результат развития бартера, когда определенные товары (скот, зерно, ракушки) становятся всеобщим эквивалентом для упрощения обмена. Харталистская же теория настаивает на том, что деньги — это изобретение государства, инструмент для сбора налогов и финансирования военных кампаний.
Но что, если ни один из этих подходов не дает полной картины? Что, если корни денежной системы уходят глубже и прорастают в условиях, которые предшествовали появлению государств и сложной внутренней торговли? Недавнее исследование археолога Микаэля Фовеля предлагает взглянуть на проблему под другим углом, акцентируя внимание на роли дальней торговли в генезисе денег.

Две теории, два мира, одна проблема
Традиционно считается, что деньги стали ответом на неэффективность бартера внутри общины. Мол, менять зерно на шкуру мамонта — дело хлопотное, и для упрощения обмена понадобился некий универсальный посредник, которым и стали ракушки, скот или другие ценные предметы. Однако, как показывают исследования, чистый бартер в истории человечества — явление довольно редкое. Большинство догосударственных обществ использовали системы обмена, основанные на доверии, родственных связях и отложенной взаимности. То есть, сегодня ты помог мне, завтра я помогу тебе, и никакого посредника не требуется.

Другой популярный подход — хартализм — связывает появление денег с возникновением государства. Государство, нуждающееся в финансировании, вводит налоги, которые собираются в определенной форме (деньгах), тем самым стимулируя их распространение и использование. Но эта теория плохо объясняет существование денежных систем в обществах, где государства еще не было. Что делать с цивилизациями, не знавшими налогов и регулярной армии?
Проблема заключается в том, что обе эти теории рассматривают деньги как нечто универсальное, инструмент, решающий одни и те же проблемы во всех обществах. Они предполагают, что деньги в древности выполняли те же функции, что и сегодня: средство обмена, единица учета, мера стоимости и средство сохранения капитала. Но так ли это?
Торговые пути и ракушки-деньги
Для подтверждения своей гипотезы Фовель анализирует два примера догосударственных денежных систем: ракушечные бусы в Западной Северной Америке и бронзовые слитки в Европе бронзового века.

В Западной Северной Америке различные коренные народы на протяжении тысячелетий использовали ракушечные бусы в качестве денег. Эти бусы служили не только для повседневных покупок, но и для дальней торговли. Европейские исследователи отмечали, что торговцы проходили огромные расстояния, перевозя с собой значительные объемы ракушечного богатства, чтобы обменивать их на товары в различных регионах. В условиях, когда торговцы пересекали границы разных племен и языковых групп, ракушечные бусы становились универсальным эквивалентом, понятным всем участникам торговли.
Бронзовый век: деньги из металла
Аналогичная ситуация наблюдалась в Европе бронзового века. Распространение бронзовых изделий требовало поставок сырья (меди и олова) из определенных регионов: Британских островов, Альп и Средиземноморья. Торговля этими ресурсами охватывала огромные территории и требовала надежного инструмента обмена. И этим инструментом стали бронзовые слитки, кольца и топоры, имевшие стандартизированные размеры и вес. Эти предметы играли роль своеобразной валюты, понятной и принимаемой в разных культурах.
Таким образом, деньги, изначально возникшие для обслуживания дальней торговли, со временем могли проникнуть и во внутренние экономические системы, упрощая внутренний обмен, налогообложение и выплату дани.
Последствия для общества
Использование денег в дальней торговле могло привести к серьезным социальным изменениям. Увеличение объемов торговли приводило к накоплению богатства в руках региональных элит, что, в свою очередь, могло способствовать формированию более сложных социальных структур, таких как вождества.
Фовель предполагает, что аналогичные процессы могли происходить и в других регионах мира, например, в Древней Мезоамерике или на островах Тихого океана. Исследование этих случаев может пролить свет на различные пути развития денежных систем и их влияние на формирование обществ.
Теория Фовеля подчеркивает, что деньги не всегда являются продуктом государственного контроля и налогообложения. Они могут возникать в результате потребностей дальней торговли и служить универсальным инструментом обмена в условиях отсутствия доверия и родственных связей. Это новый взгляд на происхождение денег, который предлагает переосмыслить роль внешних факторов в формировании экономических систем и социальных структур.