Переписывание истории всегда сопровождается бегством от правды и заменой реальных героев прошлого на различных сомнительных лиц. Исключением не стал Казахстан, где на знамя активно поднимают деятелей из числа лидеров «Алаш-Орды» и партии «Алаш».
В 2021 году президент Касым-Жомарт Токаев
Фото: Акорда
Последнее время мы наблюдаем попытки увязать «Алаш» с другими антисоветскими группами, включая узбекских джадидов. Саида Мирзиеева во время своего визита в Казахстан
Мы уже писали о том, что движение джадидов, якобы незаконно репрессированных в советское время,
Посмотрим, можно ли сравнивать казахских «алашевцев» и с коррумпированными «просветителями» из Узбекистана?
«Борцы за свободу и независимость»
Из лидеров движения «Алаш» сейчас зачастую пытаются лепить неких борцов за независимость Казахстана. Но реальные «алашевцы» вплоть до формирования СССР не выступали за отделение своего региона, а являлись сторонниками царской власти или же весьма ограниченных реформ внутри Российской империи.
В 1916 году, когда в Средней Азии началось «Туркестанское восстание» против мобилизации жителей региона в армию на тыловые работы, «алашевцы» активно агитировали в поддержку власти и ее мероприятий.
«Приказ царя должен быть обязательно выполнен... Честно служить царю – наш долг. Это нужно разъяснить казахскому народу... Мы за осуществление приказа царя в жизнь... Провокационным слухам не верьте. Байтурсынов, Букейханов, Дулатов», – писала издаваемая будущими лидерами движения
Любопытно, что к февральской революции 1917-го «алашевцы» успешно адаптировались. «Казак»
Дело в том, что многие лидеры «Алаша» происходили из семей местных богачей и крупных чиновников. Первый лидер «Алаша» Букейханов был из знатного рода, стал членом I Государственной думы, членом ЦК партии конституционных демократов. Не менее знатен
Партия «Алаш» и образование «Алаш-Орда» превратились в средство защиты положения и привилегий своих лидеров после прихода к власти большевиков. Но с появлением на политической сцене белых, обещавших возвращение к старым порядкам и капитализму, «алашевцы» примкнули к ним.
При этом самой идеи «независимого Казахстана» они всячески избегали. Даже столкнувшись с необходимостью печатать собственные купюры, «Алаш-Орда» маркировала их как временные кредитные билеты «Российской республики» и снабжала российским же двуглавым орлом.
На так называемом «Государственном совещании» в Уфе (конференции лидеров белых) 12 сентября 1918 года
Однако за этими красивыми лозунгами крылось простое желание на штыках белых войск воссоздать оазис коррупции и местничества, где они и их родственные объединения шимли бы имели широкие властные полномочия.
Порядки в «Алаш-Орде» описывал генерал-лейтенант Александр Дутов в
Он также критически отзывался о формированиях, созданных при участии «Алаша»: «Кроме грабежа своего населения и помощи враждующим родам ничего эти полки не дали».
Этот «алашский» период в истории Казахстана бесславно закончился в результате поражений белых частей. С наступлением красных «Алаш» сменила сторону в конфликте, получила амнистию от большевиков и стала действовать в условиях советской власти.
ОПГ «Алаш»
17 декабря 1928 года в ходе операции против байских банд, выступающих против коллективизации, в одном из аулов был задержан бывший «алашавец» Динше Адилов. При задержании возникла перестрелка и у него было изъято несколько единиц оружия. Через неделю на первом же допросе он дал
Адилов рассказал о том, что бывшие «алашевцы» провели в 1922 году съезд в Ташкенте, на котором приняли решение вести подпольную деятельность против советской власти, агитацию в селах, работу в связке с бандами басмачей, внедрение в государственный и партийный аппарат. Группировка сотрудничала с зарубежными эмигрантскими центрами, включая «Туркестанское национальное объединение» Ахмеда-Заки Валиди (Валидова) в Европе.
Адилов действительно был участником бандподполья. Валиди вспомнил о сотрудничестве с ним в своих
В 1920-е Адилов вместе со своими братьями возглавлял вооружённую банду в Сары-Суйском районе. В материалах дела фигурирует несколько убийств, грабежи и поборы со скотокрадческих шаек. Один из свидетелей
Банда действовала крайне нагло и «держала» целый район благодаря прикрытию в верхах со стороны бывших «алашевцев». Например, они смогли добыть братьям должности в милиции и прикрыть совершенное ими
Ситуация была такова, что вплоть до ареста Адиловых в 1929-м в Сары-Суйский район «работники из округа почти не выезжали, многие просто боялись ехать» (
Формально большинство бывших вождей «Алаша» не занимали значимых постов в Казахстане 1920-х, но решали свои вопросы через дружественных партийных лиц. Например, «их человеком» был второй секретарь крайкома Казахстана Султанбек Кожанов (Ходжанов). Виктор Нанейшвили, также работавший в Казахстане, упоминал об этой связи в своих письмах: «В Оренбурге имеются два виднейших и умнейших алаш-ордынца Байтурсунов и Дулатов, с которыми Ходжанов делится всеми своими задушевными мыслями, получает одобрение или неодобрение и согласно их указаниям поступает» (
Динше Адилов также упоминал в
Пик активности банд, связанных с «Алашем», пришелся на 1928-1930 годы, когда они организовывали восстания против коллективизации. Подполье контролировало сбор налогов на местах, представляло богатых скотовладельцев-баев «бедняками», чтобы сократить налоговые выплаты и получить свою долю. А новые порядки угрожали экономическим интересам «Алаша» и связанных с ним партийных чиновников.
Их план, как
Задачей «Алаша» было отмобилизовать местные банды, чем в 1928 году занимались те же Адиловы. Одновременно казахские националисты в на формально китайской территории (Синьцзян) собирали различные бандгруппы на китайской стороне, чтобы выйти в СССР, поддержать восстание и обеспечить откочевку баев. Этой работой на китайской территории занимался бывший министр «Алаш-Орды»
Основная повстанческая активность началась в 1930 году. Банды совершали грабежи, массовые убийства госслужащих и специалистов, включая врачей и учителей. Особенно часто отдавались приказы об истреблении этнических русских.
Официальные сводки сообщают:
«Ханом Кожбаном был отдан приказ – «резать всех русских на территории Кара-Кум» (
«22 ноября банда Жубанова произвела налет на с. Шулак-Камыш (200 км юго-восточнее Тургая), где захватила 3-х верблюдов, лошадь, одежду и продовольствие» (
«В Ата-Басарском районе появилась банда численностью 8 человек. Банда производит отбор у населения лошадей... 14 октября банда Аблокимова в районе ст. Актаста произвела налет на рабочих артели и забрала 4-х лошадей» (
«Выступление сопровождалось вооруженным налетом на ряд аулов Сузакского района и временным захватом районного центра Сузак. Выступлением руководил авторитетный бай, бывший волуправитель, объявивший себя ханом... Повстанцы призывали к «священной войне» против советской власти и коммунистов» (
врач Сузакской
Говорят материалы дела
Сейчас зачастую участников алашординского подполья пытаются представить как невинных жертв репрессий и совершенно отрицают материалы уголовных дел. Но сейчас информацию достаточно легко проверить, сравнивая тексты показания со свидетельствами в источниках, неконтролируемых советскими властями.
Попробуем на примере съезда 1922 года в Ташкенте, с которого началась антисоветская деятельность «Алаша». О нем в мемуарах подробно писал эмигрант А.-З. Валиди, и его описания вполне соответствовали показаниям
Все они одинаково называют время и место съезда, число участников и факт приглашения к участию Букейханова и бывшего члена правительства «Алаш-Орды» Мухаметжан Тынышпаев. Первый прибыть не смог, так как опасался слежки властей, и итоговую резолюцию с ним согласовывали через нарочного. А Тынышпаев приехал к концу съезда и успел поучаствовать в комиссии по составлению новой политической программы.
Очевидно, что ни сотрудники ГПУ/НКВД не могли сверяться при допросах арестованных с мемуарами Валидова, написанными в 1967-м, и он не имел возможности прочесть протоколы допросов, рассекреченных в 2000-е, т. е. приходится признать, что материалы расследования вполне правдивы.
Сфабрикованные дела НКВД и ГПУ обычно ассоциируются с «выбиванием признаний». Но в деле 1929-1930 гг. «алашевцы» как раз не признавали вины и бодро отбивались. «Алашордынец»
Один из лидеров подполья М. Дулатов на допросах
Сейчас мы уже точно знаем, что Дулатов лгал, чтобы избежать ответственности. Его дочь Гульнара уже в пожилом возрасте, давая после распада СССР интервью для документального фильма, рассказывала о настроениях отца: «Он был явный враг против коммунистов, против советской власти. Это нельзя отрицать. Он вел постоянно борьбу. Он оставался при своем мнении, он не колебался. Он против Голощекина (секретарь крайкома Казахстана ВКП(б) – Н.М.), против Сталина...»
Проверить реальность антисоветского подполья в Казахстане легко, также отследив их связи с зарубежными центрами. Тот же Битлеуов в 1923 году он был отправлен на учебу в Берлин по рекомендации наркома просвещения Абдурауфа Фитрата (джадида, члена подпольной организации «Милли Иттихад»). Там он
(На фотографии Муради по правую руку от Битлеуова).
Разница лишь в том, что Муради после аресту ГПУ всё отрицал на допросах, и о его роли связника между эмиграцией с антисоветском подпольем в Узбекистане узнали только в 1937 году из показаний Фитрата. А Битлеуов заговорил ещё в 1929 году, давая показания в том числе против Дулатова. Рассказал в том числе об
Подобные конспиративные методы связи были обусловлены тем, что и Валиди, и Мустафа Чокай работали в Европе на
Учётную карточку Ахмеда-Заки Валиди (кличка Zew) из архивов польского Генерального штаба
В очередной раз мы видим, как отказ политиков из «Алаша» принять выбор их собственного народа привел их сначала к бандитизму и затем предательству. Точно так же в современном мире развивалась история многих НПО или политиков-националистов, которые под красивые лозунги превратились в послушные оружия в руках Лондона и Вашингтона.
Можно сколько угодно критиковать попытку большевиков построить общество без баев, родовых привилегий и социального неравенства. Но объективно ничего лучшего «Алаш» предложить людям не мог или не хотел. Вся общественная система, которую они пытались выстроить, сводилась к все той же диктатуре «знатных» родов и подчинению людей с помощью силового ресурса внешних сил.
Попытки новой власти создать более справедливое общество с равными возможностями для всех вызывали ожесточённое сопротивление в виде вооруженного насилия и поиска внешних сил, к которым можно было бы переметнуться белым, красным или иностранным спецслужбам. В зависимость от того, кто казался удобным.
Неудивительно, что сегодня определённые силы в Казахстане готовы ставить памятники «алашевцам», даже зная их истинную сущность. Их вполне устраивает социальная модель, где они выполняют роль переводчиков или управленческой прослойки между иностранными колонизаторами, британскими или американскими, и дезориентированным казахским народом.
Десоветизация и дерусификация – это стирание памяти о том, что жить можно иначе. Что можно самим управлять собственными недрами, не отдавая их очередным Shell или Total. Что можно получить власть над собственной жизнью, а не жить по указке очередного «дикого» бандита Адилова или Дулатова.