Западные СМИ предрекают скорый коллапс российской экономики, однако такие публикации свидетельствуют лишь о низком уровне компетентности их авторов, пишет Shūkan Gendai. Основные экономические показатели России лучше, чем, например, у США.
Тосихико Сиобара (塩原 俊彦)
В преддверии инаугурации Трампа на Западе все чаще звучат пессимистические и, как думается, совершенно не обоснованные прогнозы развития российской экономики. Похоже, за ними стоят беспочвенные надежды на скорый проигрыш России в борьбе на истощение. Для этого нужно только еще немного продлить украинский конфликт.
Так, в декабре прошлого года была опубликована статья, посвященная слабым сторонам российской экономики, написанная в соавторстве Теодором Бунцелем (управляющим директором и руководителем Lazard Geopolitic Advisory) и Элиной Рыбаковой (старшим научным сотрудником Института международной экономики Петерсона и исследовательской организации Брейгель). Авторы приводят следующие доводы:
Журнал The Economist в начале года писал о невероятно мрачных перспективах и скором крахе российской экономики. Автор пришел к выводу, что сейчас самое время усилить экономическое давление на Россию и сделать невозможным обход санкций, в том числе с помощью так называемого теневого флота. Теневым флотом называют систему использования старых, незастрахованных танкеров для транспортировки российской нефти в обход санкций, введенных странами ЕС и Большой семерки.
В общем, суть сводится к тому, что в условиях ослабления российской экономики нужно ужесточить санкционное давление и поддерживать продолжение военных действий.
Эти прогнозы нужно признать искаженными аргументами в пользу необходимости продолжения конфликта, потому что анализ реальной экономической ситуации в России говорит об их ошибочности.
Из статьи от 2 декабря прошлого года в The New York Times: "Замедление темпов роста экономики беспокоит Кремль, но не настолько серьезно, чтобы существенно подорвать его военные усилия". Получается, что реальные показатели российской экономики отличаются от того, что нам описывают выше.
Сергей Алексашенко* (1993 – 1995 гг. — заместитель министра финансов Российской Федерации, 1995 – 1998 гг. — первый заместитель председателя Банка России, с 2014 года живет в Вашингтоне), Владислав Иноземцев* ( 2011 – 2014 гг. — заведующий кафедрой Факультета государственного управления МГУ и профессор Высшей школы экономики, с 2014 года старший научный сотрудник Института проблем человека, Центра стратегических и международных исследований и Университета Джонса Хопкинса, Германского общества внешней политики и других научных центров. С 2024 года – соучредитель Европейского центра анализа и стратегий CASE), Дмитрий Некрасов* (2012 – 2013 гг. – ответственный секретарь Координационного совета российской оппозиции, с прошлого года соучредитель центра CASE) в соавторстве опубликовали доклад "Надежный тыл диктатора. Российская экономика на фоне войны". Давайте посмотрим, что говорят эксперты об экономической ситуации в России.
Суть доклада сводится к "отсутствию в российской экономике проблем, способных спровоцировать ее неустойчивость". В частности, авторы отмечают, что: "Вклады населения в банках с января 2022 по сентябрь 2024 года выросли на рекордные для столь короткого срока 53,8%, что снижает ощущение тревоги, связанное с продолжающейся войной".
Почему авторы подчеркивают значение роста вкладов? В странах, где доллар активно используется и накапливается, ослабление национальной валюты приводит к ее продаже и обмену на доллары. Это подстегивает продажу национальной валюты.
Увеличение ставок по рублевым вкладам привело к увеличению числа вкладов. Другими словами, это показатель доверия населения к национальной валюте. По мнению авторов это составляет основу устойчивости российской экономики.
В России, Турции, Аргентине, а также других среднеразвитых и развивающихся странах помимо национальной валюты для расчетов и сбережений также используется иностранная валюта (в частности, доллар). В таких странах возможен переход с национальной валюты на иностранную, это позволяет противостоять жесткой инфляции.
Если бы речь шла о России до 2014 года, ожидание девальвации рубля могло бы привести к его продаже и покупке долларов. Это могло бы спровоцировать дальнейшее падение рубля и ускорение инфляции. Однако в нынешней России доверие к рублю высокое, и многие отдают предпочтение рублевым вкладам с относительно высокими процентными ставками. Это связано с тем, что значительных потерь от инфляции рубля в будущем не ожидается. В противном случае от рубля бы избавлялись и открывали счета в другой валюте, например, в юанях. Однако на практике этого не наблюдается.
Рублевые депозиты, накапливающиеся в банках, могут быть использованы для покупки облигаций, выпущенных правительством. Это позволяет экономике функционировать более эффективно. Отношение объема выпущенных правительством России государственных облигаций к ВВП остается низким. В апреле прошлого года МВФ спрогнозировал, что общий долг России и ее субъектов составит 19.7% ВВП в 2023 году и вырастет до 20.8% в 2024 году. Это значит, что остается достаточно возможностей для выпуска государственных облигаций, чтобы покрыть дефицит бюджета. Для сравнения, Бюджетное управление Конгресса США прогнозирует рост государственного долга страны до 166% ВВП к концу 2054 года, при этом на конец прошлого года он составлял 99% ВВП.
Один из соавторов вышеупомянутой статьи, Владислав Иноземцев*, 20 ноября прошлого года поделился своими взглядами на состояние российской экономики с изданием The Moscow Times**. По его мнению, управление бюджетом продолжает совершенствоваться (вероятность бездефицитного бюджета на 2025 год высока), тем не менее, военные расходы, с одной стороны усиливают давление на предприятия, а с другой – увеличиваются доходы, подогревая спрос и инфляцию. Основная процентная ставка Центробанка России остается на очень высоком уровне, а финансовые показатели предприятий и организаций второй половины этого года не достигают уровня 2023 года. Курс рубля падает, есть проблемы с возможностью покупки иностранной валюты для обеспечения импорта. На этом основании Иноземцев* говорит об очевидных признаках замедления экономики. Тем не менее он приходит к выводу, что вероятность угрозы стабильности экономики в 2025 и 2026 годах низка. Стагфляции (экономической стагнации в условиях инфляции) не произойдет. Также он считает, что инфляция начнет постепенно снижаться со следующего года, и экономический рост не остановится. Он снова обращает внимание на рост вкладов на фоне повышения процентных ставок.
Автор статьи "Вечный двигатель войны", опубликованной в апреле прошлого года, пишет: "чиновники держат в уме, что нефть может рухнуть ниже 60 долларов за баррель, а инфляция вновь разогнаться, и ищут "нетрадиционные" источники. Один из них — личные сбережения россиян. На счетах физлиц в российских банках лежит 45 трлн рублей, около 8 трлн из них на депозитах сроком от одного года и выше". По его мнению, власти продумали механизмы для привлечения краткосрочных вкладов в экономику – это индивидуальные инвестиционные счета, безотзывные сберегательные сертификаты на три года и вклады в негосударственные пенсионные фонды. "Очевидно, что фонды, получившие деньги граждан, могут увеличить покупку гособлигаций внутреннего займа как наиболее надежного инструмента", — пишет он.
Получается, что утверждения о близком крахе российской экономики полностью игнорируют реальную ситуацию. В целях формирования общественного мнения для продолжения украинского конфликта ведущие СМИ продолжают распространять совершенно необоснованные прогнозы в том духе, что "надо подождать еще немного, тогда Украина сможет победить".
Такие манипуляции информацией осуществляются весьма откровенно. Их соучастниками становятся не имеющие глубоких познаниий в российской или советской экономике псевдоспециалисты. Именно поэтому хочется призвать вас к осмотрительности. Будучи членом редколлегии журнала "Экономическая наука современной России" Центрального экономико-математического института РАН, я прочитал много работ по экономике. Благодаря этому я понял, что нельзя принимать на веру все, что пишет любой исследователь или ученый. Конечно, решение о том, кому доверять, остается за читателем. Прошу, не дайте ввести вас в заблуждение.
* Физические лица, выполняющие функции иноагентов.
** Организация, выполняющая функции иноагента и признанная нежелательной в России.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: