Подводя 14 января итоги дипломатического 2024 года, министр иностранных дел Сергей Лавров сделал заявление о том, что Россия готова обсуждать гарантии безопасности стране, «которая сейчас называется Украина», однако при этом евразийский контекст станет главным в достижении соглашений.
Министр чётко
С учетом того, что в конце января в США сменится власть, которая в лице избранного президента Дональда Трампа уже говорит о необходимости геополитического перекраивания карты мира, можно сделать однозначные выводы, что переговоры с американской стороной по Украине и по Евразии в целом будут непростыми.
Тем не менее дискуссии об общеевразийской безопасности важны и необходимы. Они не только соответствуют духу времени, но и отражают саму историческую логику. Это связано не только с идеей Большой Евразии и единым экономическим пространством от Дублина до Владивостока. В своей книге «Ружья, микробы и сталь» американский ученый Джаред Даймонд объясняет, что на пространстве Евразии процессы обмена информацией, опытом и техническими изобретениями шли быстрее, чем в других местах, и это привело к своего рода «интеграции» еще задолго до того, как появилось это слово.
Казалось бы, это должно было способствовать сближению между народами в Новое время и тем более сейчас, когда вокруг говорят о торжестве прогресса и науки. Однако Новое время совпало с эпохой Великих географических открытий, и параллельно с этим ряд народов Евразии на ее западном полуострове, именуемом Европой, впали в жуткое невежество, что привело к появлению идей расового превосходства, а затем – нацизма и фашизма. Завершение Второй мировой войны также должно было поставить крест на конфликтах и самое время было подумать о мирном сосуществовании (эту формулу впоследствии выработали Китай и Индия). Но здесь активно вмешались Британия и США, которые стали участвовать в судьбе евразийских народов не только политически и экономически, но также на идейном уровне, фактически указывая что делать европейским странам.
Сейчас, будучи сателлитами Вашингтона, ЕС стал заложником англо-саксонских интересов и подрывает свою экономику в ущерб собственным странам и народам. С другой стороны, явно замечается усталость от тупиковой ситуации среди населения и части политических элит Европейского союза. И шансы у более адекватных партий и движений на этом фоне растут.
Если в США, по крайней мере, риторически новая администрация намерена устроить перезагрузку доктрины Монро (разговоры о Канаде, Гренландии, Мексиканском заливе и Панамском канале вписываются
И ключевой вопрос – каким оно будет. Либо сохранится конфронтация в духе холодной войны, либо начнется потепление отношений и совместное создание общей архитектуры безопасности.
Вариант с конфронтацией вполне вероятен хотя бы потому, что администрация Трампа будет пытаться подстрекать ЕС и своих других партнеров выступить единым блоком против Китая. Россия не рассматривается Трампом и его людьми как экзистенциальная угроза для США, а вот Китай, который является нашим стратегическим партнером как при Байдене, так и при Трампе будет означать проблему номер один, в том числе из-за стремительного роста могущества этой страны и распространения ее геополитического влияния.
К тому же Си Цзиньпин открыто
Однако параллельно ЕС продолжает существовать НАТО, который охватывает большую территорию, чем Европейский союз, включая Турцию. И главную роль в НАТО продолжают играть США.
Кроме ЕС определенную угрозу для общеевразийской безопасности представляет Британия, которая ранее вышла из Европейского союза, но продолжает играть активную роль в политике континента. Исторически Британия контролировала огромные территории Евразии от Египта до Индийского полуострова и Китая, а также до сих пор владеет территорией на Гибралтарском проливе.
Британия пытается использовать текущие противоречия и укрепить свои позиции в различных сферах. Так, Совет по геостратегии Британии
Здесь явно видна ностальгия по старым временам, когда Британия себя называла владычицей морей. И теперь она хочет возродить этот статус в новых обстоятельствах.
На сайте этого же Совета
Так что британская старуха будет продолжать гадить и для России, и для Китая.
Поэтому в делах Евразии особое внимание следует уделять и британским инициативам, которые очевидно или скрыто всегда будут направлены на подрыв евразийского единства.
Что касается консолидации усилий из числа крупных центров, то здесь видно не только взаимодействие России и Китая. Подписание соглашения о всеобъемлющем партнерстве во всех областях между Россией и Ираном усиливает евразийскую ось. Аналогичный договор уже есть у России и КНДР, хотя корейцы не играют такой роли в безопасности всего континента и больше сосредоточены на проблемах корейского полуострова и империализме США.
Индия – еще один полюс формирующегося многополярного мира, которая также заинтересована в укреплении региональной безопасности. Помимо нерешенной проблемы с Кашмиром (здесь есть и интересы ядерного соседа Пакистана) и спорных вопросов с Китаем, Нью-Дели сотрудничает по ряду направлений со странами ЕС, и санкции против России явно тормозят это взаимодействие. С другой стороны, Индия участвует в развитии коридора Север – Юг через территорию Ирана и России, а также
Остается арабо-мусульманский блок Евразии, где регион явно страдает от избыточного внимания США, – это оккупация Ирака и Сирии, поддержка Израиля в геноциде палестинцев, давление на Ливан и сохранение военных баз США в Катаре, Бахрейне, Иордании и Саудовской Аравии. Но с учетом реальных дел в отношении Палестины и израильской оккупации очевидно, что арабо-мусульманский мир сейчас явно разобщен и подвержен трайбалистско-националистическому мышлению, что заметно снижает возможности широкого сотрудничества по решению различных проблем с евразийскими центрами. Другая причина – это позиция ожидания со стороны ряда элит региона в надежде дальнейшего упадка гегемонии США, когда можно будет не бояться действовать более открыто.
Хотя в целом консолидация усилий России, Китая, Ирана и Индии уже свидетельствует о наличии блока даже не евразийского, а мирового большинства с общей позицией по принципиально важным вопросам.
Читайте нас: