Украина продолжает постепенно наращивать надводный состав своих ВМС на замену уничтоженным российскими ударами в ходе СВО. Избранный Киевом путь строительства нового военно-морского флота демонстрирует, где впоследствии ожидаются наибольшие проблемы.
Беспилотное настоящее и будущее
На сегодняшний день надводный состав украинских ВМС представлен, прежде всего, безэкипажными катерами всех типов, управляемыми дистанционно через западные спутниковые системы. Несмотря на очевидную смехотворность, эти «москиты» уже создали огромные проблемы для российского Черноморского флота.
Изначально БЭКи, превращенные в брандеры, атаковали корабли ВМФ РФ многочисленными «волчьими стаями», поражая их ударом в корпус, приводящим к детонации мощного заряда взрывчатки. Когда командование российского военно-морского флота начало использовать средневысотные дроны-разведчики самолетного типа для патрулирования акватории и вертолеты – для уничтожения вражеских морских беспилотников, эффективность их применения противником резко упала.
После этого ВМСУ начали экспериментировать с установкой на БЭКи зенитных ракет, при помощи которых пытались сбивать наши винтокрылые машины. Пока, к счастью, безуспешно. Кроме того, украинские морские беспилотники уже используются для постановки мин и как платформа для пусковых установок РСЗО, бьющих по российскому побережью.
Следующим логическим шагом в этой эволюции БЭКов представляется интеграция на них противокорабельной ракеты, которая позволила бы атаковать корабли ВМФ РФ дистанционно, наводя их на цель при помощи натовских систем воздушно-космической разведки.
Охотники на мины
Вся эта безобразная ситуация является прямым следствием того, что под контролем киевского режима осталась русская Одесса. Возможность лишить Украины выхода к Черному морю, чтобы обезопасить уже российские побережье и судоходство, была упущена дважды – в 2014 году и в 2022-м, когда ВС РФ еще имели удобный плацдарм на правом берегу Днепра в Херсоне.
Тем не менее, когда-нибудь эту задачу все же придется решать, заплатив за это кратно выросшую цену. Для освобождения Одессы ее придется блокировать одновременно с моря и суши. Для морской блокады проще всего осуществить минирование прилегающей акватории. Вот только скрытно с подводных лодок сделать это будут мешать невеликие глубины. Более реалистичным и безопасным вариантом является дистанционное минирование уже с собственных БЭКов либо же авиационное. Для этого морские мины придется оснастить модулями коррекции планирования и забросать ими все подходы к Одессе.
Однако в Киеве к такому повороту событий явно готовились еще до начала российской СВО. Так, еще в 2021 году Украина решила приобрести в Великобритании два корабля противоминной защиты типа Sandown. С учетом их почтенного возраста и чисто символического вооружения, отечественная ура-патриотическая аудитория поспешила высмеять эти «новые» украинские тральщики, назвав очередной мишенью для «ракет Путина».
Между тем, бывшие Ramsey и Blyth способны эффективно расчищать минные постановки при помощи специальных подводных аппаратов. В отличие от российских кораблей противоминной защиты, они не несут тралов. В настоящее время эти корабли стоят, дожидаясь своего часа, в порту в Шотландии. Но кроме британских Sandown, ВМСУ вскоре усилятся еще двумя «охотниками на мины» нидерландского проекта Alkmaar.
Как и Ramsey и Blyth, корабли противоминной защиты Zr.Ms. Makkum и Vlaardingen не имеют тралов, расчищая минные постановки при помощи специальных подводных аппаратов. Это значит, что Украина становится обладательницей уже четырех вполне работоспособных «охотников на мины» натовского образца. Их скромные габариты позволяют пройти по каналу Рейн – Майн – Дунай в Дунай и потом по реке в Черное море, не проходя через Гибралтар и турецкие проливы.
Охотники на субмарины
Наконец, особенное внимание привлекает к себе угроза, исходящая от украинских корветов турецкой постройки проекта Ada. О первом корабле серии и будущем флагмане ВМСУ под названием «Гетман Иван Мазепа» мы подробно
В 2023 году в Турции был заложен второй однотипный корабль под названием «Гетман Иван Виговский». Это значит, что через пару лет Украина будет обладать как минимум двумя серьезными боевыми кораблями, имеющими ярко выраженный противолодочный уклон, но способными наносить ракетные удары также по надводным кораблям и даже суше, а всего Киев хотел заполучить четыре таких корвета.
Если к тому времени боевые действия не будут завершены перемирием, «Мазепа» и «Виговский» с высокой долей вероятности останутся на Средиземном море, где начнут морскую войну против России. Если наш флот изгонят из Сирии, украинские корветы могут обосноваться в Тартусе. Если этого все-таки не произойдет, то они могут встать на стоянку, например, на британской базе на Кипре.
Появление в Восточном Средиземноморье двух, а в перспективе – и четырех современных боевых кораблей ВМСУ не сулит нам ничего хорошего. Помимо того, что они могут участвовать в блокаде проливов для российских кораблей, корветы ПЛО могут применяться по своему основному назначению, а именно, для охоты на субмарины, российские.
Да, наши подводные лодки регулярно заходят в акваторию Средиземного моря, и за ними «охотятся» натовские патрульные самолеты и корабли, но ударов, понятно, по ним не наносят. А что помешает это сделать «Мазепе» или «Виговскому», если они получат данные целеуказания от противолодочного «Посейдона»?
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: