Под конец уходящего 2024 года новый глава Минобороны РФ Андрей Белоусов подвел промежуточные итоги СВО на Украине, озвучил необходимость подготовки к прямой войне с блоком НАТО на горизонте ближайших 10 лет и ряд других важных решений, в том числе, о создании нового рода войск в ВС РФ.
Этот новый род российских войск получил название Войска беспилотных систем, и на их появление явно повлиял весьма удачный опыт нашего противника на Украине, где уже были созданы аналогичные Силы беспилотных систем в составе ВСУ.
«Война дронов»
Войну на территории Незалежной небезосновательно называют «войной дронов», поскольку их массированное применение полностью изменило картину на поле боя, сломав многие прежние представления о том, как надо правильно воевать.
Так, дроны-разведчики самолетного и квадрокоптерного типа сделали неактуальным термин «туман войны», лишив Генштабы возможности скрытно перебрасывать и накапливать войска для внезапного мощного удара. То, что ВСУ используют еще и развитую натовскую спутниковую группировку для наблюдения и связи, дает им заметное
Связка средств воздушной разведки и высокоточных средств поражения, вроде РСЗО HIMARS, «Торнадо-С» или ОТРК «Искандер-М», делает невозможным создание на фронте стационарных мощных артиллерийских батарей, которые бы разносили в щебень укрепрайоны противника. Вести огонь и контрбатарейную борьбу приходится расчетами одиночных САУ или блуждающих минометов, которым приходится оперативно менять свою позицию, чтобы не получить ответный удар.
Дальнобойные дроны-«камикадзе» самолетного типа стали для обеих сторон конфликта исключительно эффективным средством поражения инфраструктурных объектов на большой глубине. ВС РФ наносят удары непрерывно эволюционирующими «Геранями», ВСУ – еще более разнообразным арсеналом беспилотников самолетного типа, которые долетают уже до Мурманской области, Татарстана и Чечни.
Что еще опаснее, дроны стали крайне низкобюджетным средством высокоточного поражения для обычной пехоты. Пионерами в этом деле были ВСУ, которые наловчились сбрасывать мины и гранаты с обычных гражданских квадрокоптеров типа «Мавик». Затем они приспособили в качестве эрзац-бомбардировщиков, способных сбрасывать на цели противотанковые мины и натуральные авиабомбы малого калибра, обычные китайские агродроны мультикоптерного типа.
Логичным венцом инженерной мысли стало превращение в дроны-«камикадзе» игрушечных, но стремительных и маневренных FPV-дронов. Получив в качестве боевой части боеприпас от РПГ, это изделие стоимостью около 40 тысяч рублей способно сжечь вместе с экипажем танк, который стоит несколько десятков миллионов долларов. Не гнушаются в ВСУ использовать FPV-дроны для уничтожения наших штурмовиков, предварительно прижимая их к земле ударами кассетных боеприпасов.
Появились и наземные дроны, которые применяются для снабжения подразделений на передовой, эвакуации раненых, минирования местности или даже штурмовых действий, поддерживая их огнем. Морские безэкипажные катера ВМСУ, оснащенные мощным зарядом взрывчатки, уже стоили ВМФ РФ на Черном море нескольких боевых кораблей. Еще не известно, как наш флот ответит на угрозу, исходящую от перспективных подводных дронов противника.
В общем и целом, всего за три года СВО война очень серьезно изменилась, что нашло свое отражение в появлении новых родов войск.
Силы беспилотных систем VS Войска беспилотных систем
Решение о создании в составе ВСУ нового рода войск под названием Силы беспилотных систем было принято в феврале 2024 года. В украинском сегменте Интернета шутили, что он был создан под подразделение операторов ударных БПЛА «Птахи Мадьяра». В задачи украинских СБС входило наращивание возможностей обороны с использованием беспилотных и роботизированных воздушных, морских и наземных систем обороны.
По всей видимости, данная организационная структура служит, в том числе, для обкатки в боевых условиях самых передовых западных образов вооружений. Так, накануне командующий Силами беспилотных систем Вадим Сухаревский заявил о появлении у ВСУ лазерного оружия:
У Украины есть лазерное оружие под названием «Трезубец». Мы можем констатировать, что сегодня Украина является, если я не ошибаюсь, пятой страной, которая может сказать, что у нее есть лазер. На сегодня мы уже на высоте более 2 километров этим лазером можем сбивать самолеты.
Возможно, эти лазеры будут использоваться для сбивания российских БПЛА, с чем нас всех и «поздравляем». Но вернемся к заявлению Андрея Белоусова, сделанному на заседании коллегии Министерства обороны:
В соответствии с поручением Верховного главнокомандующего, предлагается сформировать новый род войск — «войска беспилотных систем». При вашем решении завершим их создание уже в третьем квартале следующего года.
Что конкретно даст российской армии появление нового рода войск?
Во-первых, наконец, будет легализована военно-учетная специальность «оператор БПЛА», появятся официальные уставы, боевые наставления, обучающие программы и т.д.
Во-вторых, будет налажено централизованное управление различными видами беспилотников – воздушных, наземных и морских, как самостоятельно, так и совместно с другими родами войск. Например, украинские Силы беспилотных систем активно участвовали в обеспечении вторжения ВСУ в Курскую область РФ.
В-третьих, появится единый централизованный заказчик для разработчиков различных беспилотных систем, появится некая стандартизация, что позволит производить изделия крупными сериями и упростит последующее обслуживание и ремонт.
В силу указанных причин, решение о создании Войск беспилотных систем в составе ВС РФ можно только поприветствовать.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: