Российский истребитель пятого поколения Су-57 готовится впервые появиться на зарубежном авиашоу, прибыв в двух экземплярах в китайский Гуандун для участия в Чжухайском авиасалоне. Зрители впервые получили возможность близко наблюдать боевой самолет, а на Западе широко разошлись фотографии самолета крупным планом, с комментариями о том, что качество сборки истребителя весьма сомнительно.
На фотографиях действительно были видны отверстия использовавшихся при сборки болтов, некачественная сборка панелей, несоответствия элементов сборки и использование болтов с разными типами головок. Имея видимые зазоры между многочисленными элементами фюзеляжа и выступающими винтами и заклепками, истребитель действительно на десятилетия отставал от передовых разработок в области малозаметности и не мог обеспечить подлинную малозаметность, приличествующую пятому поколению истребителей.
Хотя представленный Су-57 и был далек от малозаметности, это едва ли плохо отразилось на всей программе. Дело в том что истребитель не является серийной моделью, это лишь 4-й из построенных в начале 2010-х годов ранних прототипов, под индексом Т-50-4. Второй самолет, поставленный для статической экспозиции, также был лишь немногим лучше и имеет индекс Т-50-7.
Первые построенные прототипы самолетов во всех программах истребителей пятого поколения собирались вручную и были далеки от скрытности, а западные источники, пытающиеся критиковать российской производство боевой авиации, часто публиковали фотографии прототипов Су-57, утверждая, что попытка российской промышленности произвести истребитель-невидимку закончилась появлением самолета очень низкого качества.
Хотя едва ли Су-57 более скрытен, чем новейшие китайские J-20 и американские F-35, возможности российского самолета по скрытности, серийно произведенные самолеты считаются машинами достойного уровня, с высоким качеством сборки. Министерство обороны России публиковало первые изображения серийных Су-57 в 2020 году, при этом допуски в стыках панелей обшивки указывали на гораздо более высокое качество сборки.
Можно было бы ожидать, что будут показаны серийные самолеты из одной из последних производственных партий, однако тот факт, что Россия в настоящее время ведет конфликт с Украиной, затрудняет вывод истребителей пятого поколения с фронта.
Россия в общей сложности поставила на боевое дежурство всего около 30 Су-57, при этом на начало года на вооружении находилось всего 22. Вероятно, самым большим недостатком программы Су-57 является не качество самолета, а серьезные задержки с началом массового производства, в результате у ВВС отсутствует парк из 200 истребителей, которые изначально планировалось ввести в эксплуатацию к 2025 году.
Су-57 использовали свои стелс-возможности для боевой работы в районах с высокой концентрацией украинских ПВО, особенно в начале октября, когда один из самолетов сбил прототип беспилотника С-70, который мог был упасть на вражеской территории. Истребители использовались для высокоточных ударов и подавления ПВО, причем первоначальные сообщения о развертывании Су-57 для воздушных боев позже подтверждались сообщением Министерства обороны Великобритании о том, что истребители «запускали ракеты большой дальности класса воздух-поверхность или воздух-воздух».
Хотя они и применялись ограниченно, эти самолеты имеют самый большой опыт использования в интенсивных боях среди всех самолетов своего класса и имеют ряд возможностей, из-за которых их все больше задействуют в боевых операциях.
Таким образом, тот факт, что российские ВВС не смогли выделить ни одного серийного истребителя для авиашоу в Чжухае может объясняться тем, что действующие машины имеют высокую ценность для боев в условиях мощного противодействия со стороны вражеских ПВО.
Читайте нас: