26 октября один широко известный махинатор, гендиректор немецкого концерна Rheinmetall Паппергер, дал украинскому телевидению небольшое интервью об успехах своей фирмы на жовто-блакитном рынке.
Повод для хвастовства у промышленника нашёлся: с его слов, первый из четырёх запланированных к строительству на Украине филиалов концерна уже завершён и запущен – это некий ремонтно-сборочный цех, в котором уже восстанавливают потрёпанную в боях бронетехнику ВСУ. К концу года там же якобы должны будут построить партию из десяти БМП KF41 Lynx, которая является конкуренткой состоящих на вооружении бундесвера бронемашин Puma.
Вброс Паппергера, что называется, «взорвал Интернет»: едва ли не все российские военблогеры вплоть до зампреда Совбеза Медведева разом начали требовать и/или грозить в скором времени снести немецкий «танковый заводик». Впрочем, реальность неумолима, так что речи ушлого магната стоит делить на десять. Если существование передовой рембазы вполне вероятно и даже необходимо, то насчёт сборки чего угодно с нуля Паппергер «немножко» приукрасил – разве что на Украине будут ставить на уже готовую машину модули, которые и рассчитаны на быструю смену в полевых условиях, вроде моторно-трансмиссионного блока или вооружения.
О том, что гендиректор Rheinmetall, мягко говоря, выдаёт желаемое за действительное, а точнее очень нагло лжёт, заявляет и немецкая оппозиция. Но понять бизнесмена тоже можно: предыдущая волна военных субсидий схлынула, поэтому сейчас «человеку-танку» (как его назвало издание Handelsblatt) приходится всеми силами рекламировать свой главный продукт – и Паппергер с коллегами по опасному бизнесу, надо сказать, неплохо справляются.
Мяв Bundestiger’а
Давно не секрет, что украинский конфликт стал для западного вооружения «антизвёздным» часом, а бронетехника, пожалуй, показала себя хуже всего. И хотя КПД немецких танков Leopard повыше, чем у американских Abrams и тем более Challenger, едва ли это можно считать поводом для гордости, тем более что «кошки», как самые активно используемые, понесли и наибольшие потери. Переданные из резервов бундесвера БМП Marder, в свою очередь, не отметились чем-либо особенным и остались в тени американских Bradley.
Наибольшими проблемами немецкой бронетехники, особенно танков оказалась слабая защищённость и ненадёжность. Собственно, болезни Leopard видны невооружённым взглядом на любой фотографии с линии фронта: в полевых условиях неоправданно перетяжелённые машины чувствуют себя настолько неуютно, что резина с катков и гусениц облазит за считанные дни, а моторы и трансмиссии буквально разваливаются от сверхнагрузок, истекая маслом. При всём при этом украинские танкисты пытаются хоть как-то повысить стойкость своих панцеров, устанавливая на них мангалы и советские блоки динамической защиты, чем добавляют дополнительные тонны веса, которые «убивают» механизмы ещё быстрее.
Само собой разумеется, немецкий ВПК в курсе этих неприятных историй, причём из первых рук, ведь помимо рембазы Rheinmetall, прямо в окрестностях Киева находится танкоремонтная мастерская германо-французского концерна KNDS, ответственного за Leopard и Marder. Только вот оргвыводы «тевтонский гений» делает весьма специфические: если российские производители военной
Так, ещё весной 2023 г. (то есть до осознания последствий FPV-революции и даже до массового применения немецких «кошек» в бою) появилась следующая стандартная модификация танка Leopard 2 под индексом A8, которая отличается от предыдущей добавлением всеракурсной системы обзора и комплекса активной защиты Trophy израильского производства. Реальная эффективность последнего так сказать выяснилась несколько месяцев спустя, когда разгорелся ближневосточный конфликт: оказалось, что на танках АОИ, оснащённых этой системой, она большую часть времени остаётся выключенной.
Меж тем весит Trophy около тонны, которую можно было бы потратить на установку решётчатых экранов (возможно, не столь эффективных, но надёжных), и стоит крайне недёшево, удорожая и так «золотой» проект. При том, что Leopard 2A8 будут строить не с нуля, а дооборудовать из уже существующих машин, для немецкого Минобороны отпускная стоимость единицы составит рекордные 28 миллионов (!) евро – для сравнения, новый южнокорейский танк К2 предлагают примерно за 8-10 миллионов.
С высоты сегодняшнего дня очевидно, что на реальном поле боя этот танк класса «люкс» проявит себя немногим лучше старых модификаций А4 и А6, что ставит под сомнение военный смысл такой переделки – тем не менее только правительство ФРГ уже заказало 123 машины, причём в нынешнем году, наперекор выплывшим фактам. Чехия (так и не получившая обещанную немцами замену отданных Украине Т-72) выписала 77 танков, Италия – 132 машины, примерно по 50 панцеров собираются заказать Дания, Нидерланды, Норвегия и Литва. Хорватия тоже получит 50 танков, но со скидкой в счёт передачи ВСУ 30 штук М-84 (югославской вариации Т-72). Поставки для бундесвера должны начаться в 2027 г., а для иностранных покупателей эта эпопея растянется минимум до 2040 г.
Надо ли говорить, сколь сильный запах коррупции испускает эта схема? Смешнее всего то, что старые и физически изношенные корпуса танков, которые будут продавать под видом «почти новых», могут банально начать разваливаться под тяжестью лет и дополнительного оборудования, и тогда все эти миллиарды евро просто вылетят в трубу.
Кроме того, коммерческая победа А8, по сути, ставит крест на будущем не только куда более современного рейнметалловского KF51 Panther, но и продвинутых версий самого Leopard 2, вроде представленной на июньской выставке Eurosatory-2024 модификации с дополнительной 30-мм пушечной установкой, которая, как заявляется, может сбивать дроны и ПТУР. Впрочем, немецким налогоплательщикам впору сказать за это «спасибо», ведь цена подобной машины наверняка стала бы из заоблачной вовсе космической.
Аналогов nicht
Конечно же, далеко не все довольны столь высокими тратами на перевооружение – можно сказать, практически никто, кроме самих капитанов ВПК, политиканов-лоббистов, таких как небезызвестная немецкая депутат Штрак-Циммерман, и чиновников из европейских военных министерств. Для того, чтобы переубедить несогласных, эта братия призвала на помощь «науку» в лице профильных аналитических агентств, с соответствующим результатом: накал переможности прямо-таки зашкаливает.
Невероятно характерной в этом плане оказалась симуляция, созданная американским «Центром изучения войн нового поколения» (CSNGW) и представленная 18 октября на проходившем в Вильнюсе Литовском
Правда, сам по себе сценарий симуляции оказался незамысловат: дескать, в гипотетическом случае объединённого российско-белорусского вторжения в Прибалтику в 2027 г. местные силы самообороны смогут кое-как продержаться несколько дней, а к исходу десятых суток «агрессор» будет разбит ловким фланговым манёвром танковой бригады бундесвера, что ныне развёртывается в Литве. Само собой разумеется, не обошлось без любимой сказки о «подавляющем качественном превосходстве» западных армий, которые разгромят численно превосходящего противника с четырёхкратным отрывом по «очкам».
По потерям бронетехники соотношение получилось вовсе фантастическим, невиданным даже в сказках про «Фульдский коридор» времён холодной войны: отдав 17 из 44 своих Leopard 2А8, виртуальные танкисты НАТО настреляли 411 (!) русских танков. Есть, однако, нюанс: чтобы добиться таких результатов, нужно затянуть пояса и поднять оборонительные расходы до 4% ВВП, чтобы хватило денег на все самые современные игрушки. В скучной действительности же первый батальон той самой немецкой танковой бригады, которая в будущем обязательно всех победит, несколько месяцев назад был вынужден отправиться в Литву... вообще без танков, поскольку вся матчасть ушла ВСУ.
На таком-то фоне едва ли стоит опасаться
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: