Американская оборонная промышленность столкнулась с гибельной для нее проблемой: каждое новое вооружение стоит гораздо больше предыдущего, что через поколение приведёт к «одностороннему разоружению» и почти полной потере авиации и военно-морского флота США,
«По мере роста стоимости вооружения количество производимых систем уменьшается… Это явление создает так называемую "спираль смерти в обороне", когда стоимость единицы нового оружия превышает оборонные бюджет», – отмечает издание аналитического центра Института Куинси.
«По мере роста стоимости оружия количество производимых систем уменьшается. Вот как Соединённые Штаты оказались всего с 21 бомбардировщиком B-2 вместо 132, 187 истребителями F-22 вместо 750 и тремя эсминцами класса Zumwalt вместо 32, как изначально обещали военные. Это явление создает то, что известно как
Спираль смерти (The Death Spiral), по мнению Грэйзера, – одна из главных патологий Пентагона: «Американский народ выделяет все больше ресурсов на свою оборону, получая взамен все меньше и меньше. В 1975 году, когда военные реформаторы начали свою серьезную работу, у ВВС было 10 387 самолетов. Сегодня у ВВС их 5 288. У ВМС было 559 действующих кораблей в 1975 году. Сегодня во флоте их всего 296. Базовый бюджет Пентагона сегодня более чем на 60% выше, чем в 1975 году, с поправкой на инфляцию. Американский народ просто тратит больше и получает гораздо меньше взамен своих оборонных долларов».
Могут возразить, что современная военная техника стоит дороже из-за возможностей, которые она предоставляет войскам. Этот аргумент не работает в первую очередь в отношении американского ВПК.
«Трудно найти кого-то, кто честно скажет, что программа Littoral Combat Ship стоила затраченных усилий», – отмечает Грэйзер.
Littoral Combat Ships – американские корабли прибрежной зоны, разработанные в рамках программы LCS. По замыслу американских адмиралов, для достижения преимущества в литоральных водах потенциального противника (прежде всего Китая и России) нужно было построить флот из 64 суперсовременных литоральных кораблей стоимостью около 200 миллионов долларов каждый.
Проект по стоимости сразу же вышел за рамки в три раза. Поэтому было решено ограничиться всего лишь 32 LCS.
В недавнем
ВМС должны создать для ведения боевых действий в прибрежных водах противника небольшие беспилотные платформы, считают авторы доклада.
14 августа 2023 года в военно-морской базе США Мейпорт (штат Флорида) состоялась церемония вывода из эксплуатации литорального боевого корабля (Littoral Combat Ship – LCS) Sioux City.
Это был очередной «выход на пенсию одного из дорогостоящих и проблемных кораблей класса Freedom, кораблей, задуманных ранее в этом столетии, которые, как теперь признают чиновники, имеют мало шансов выжить в обычном бою против Китая или военно-морского флота другой страны. Такие корабли должны были служить 25 лет, но прослужил лишь пять»,
«Военно-морской флот объявил о своем намерении вывести из эксплуатации Sioux City и восемь других LCS класса Freedom в начале весны 2022 года, чтобы высвободить средства для финансирования других приоритетов, что является признанием того, что флот LCS не сделал того, что предполагалось изначально», – отмечает издание.
Военно-морской флот США признал провал своего амбициозного проекта Littoral Combat Ships ещё в 2016 году. Четыре уже построенных корабля
Самый дорогостоящий проект ВМС США – суперэсминец-«невидимка» USS Zumwalt («Замволт») – стал предметом насмешек в СМИ и соцсетях. Фотографию эсминца в весьма неприглядном виде
Проект строительства эсминцев класса Zumwalt давно стал притчей во языцех, как пример негодного расходования огромных средств. Идея строительства подобных кораблей
Поначалу американцы
С нелёгкой руки военного аналитика Майкла Пека «Замволты»
Дело в том, что надстройка двух первых кораблей этого типа выполнена из композитного радиопоглощающего материала – бальсовой основы и панелей из пробкового дерева с трехмиллиметровой кевларовой броней, которую может пробить даже очередь крупнокалиберного пулемета.
После того как три эсминца Zumwalt окончательно стали «белыми слонами» (white elephants; русский аналог – «чемодан без ручки») американского флота, командование ВМС США решило придать им хоть какой-то смысл, снарядив межконтинентальными баллистическими ракетами вместо «Томагавков». Однако смысл создания таких кораблей уже утерян.
Нельзя не отметить и множество ошибочных инженерных решений. Бросается в глаза влияние кораблестроительной школы XIX века – «Замволт» точь-в-точь казематный броненосец Конфедерации «Вирджиния». Просматривается и конгениальность с дедушкой броненосцев береговой обороны – французским «Торо». Системный признак кораблей с такой конфигурацией корпуса – плохая мореходность. Завал бортов, таранный форштевень, интегрированная надстройка – все во имя снижения радиозаметности.
Когда абсурдность самого замысла дорогостоящих кораблей «со стеклянной челюстью» стала очевидна, в Пентагоне даже рассматривали вопрос о разборке на металлолом третьего суперэсминца. В итоге его все-таки достроили, но с существенным изменением конструкции.
Разрекламированные и сверхдорогие истребители пятого поколения F-22 и F-35 не смогли стать полноценной заменой тому же F-15 Eagle.
Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor в 2022 году
С самого начала выпуска еще одного истребителя пятого поколения F-35 «страдали от огромного количества ошибок»,
Самый большой недостаток F-22 и F-35 состоит в том, что они могут нести во внутренних отсеках фюзеляжа крайне ограниченное число ракет, так как установка вооружений на внешней подвеске лишит их малозаметности. Об установке на этих малозаметных монстрах гиперзвуковых ракет и речи не ведется.
В июне прошлого года Счётная палата США (GAO) опубликовала доклад о программах перевооружения Пентагона. Аудиторы подтверждают выводы, сделанные в докладе группы аналитиков Hudson Institute, что «армия США находится на перепутье», продолжая создавать все более неустойчивые большие многоцелевые платформы, так называемые Death Stars («Звезды смерти»), которые в конечном итоге будут ограничивать обеспечение национальных интересов США и их союзников.
Пентагон продолжает готовиться к «прошлой войне», в которой основную ударную силу представляют крайне уязвимые гигантские авианосцы, эсминцы-невидимки и сверхдорогие истребители. Где-то на задворках военно-технического строительства вырисовываются автономные рои дронов, способные вести,
Сверхмонополизированный американский ВПК не может, да и не желает быстро перестраиваться на конструирование будущих войн, лишь вполуха прислушиваясь к мнению военных аналитиков.
Если не остановить раскрутку Death Spiral, то США грозит
Чтобы предсказание Огастина не сбылось, необходимо изменить ведение дел в сфере оборонных закупок, указывает Грэйзер: «Руководители вооруженных сил должны отказаться от практики погони за наиболее технологически продвинутым оружием. Вместо того чтобы пытаться добавить все мыслимые гаджеты к каждому самолету, кораблю и наземному транспортному средству, военные должны упростить конструкции. Качественное оружие — это то, которое способно лишь выполнить поставленную задачу».
Однако реализм чужд оборонному лобби Америки. Лидеры оборонного истеблишмента хотят бороться со Спиралью Смерти, вкладывая больше денег в проблему. Так, сенатор-республиканец Роджер Уикер предлагает радикально увеличить расходы на оборону
Для сравнения: финансирование оборонных стартапов, таких как Anduril Industries, Inc., нацеленных на создание массовых и недорогих дронов, составляет,
Если же предложение сенатора Уикера будет поддержано Конгрессом США, то шеститриллионный военный бюджет раскрутит «спираль смерти» американского ВПК в рекордные сроки.
Кто бы ни горевал по этому поводу, а нам это в радость.
Читайте нас: