Пока Европа продолжает отпаиваться валидолом после гениальных идей Зеленского о войне и мире, а в США нарастает предвыборная истерика, ситуация на Ближнем Востоке некоторым образом «стабилизировалась».
Естественно, ни о каком прекращении здешнего конфликта речи не идёт: Израиль продолжает утюжить руины сектора Газа и юг Ливана с воздуха, изредка получая встречно-ответные ракетные удары, да кое-как двигать свои наземные операции на обоих направлениях. За исключением подтверждённой гибели лидера ХАМАС Синвара 17 октября и заявок на ликвидацию ряда функционеров «Хезболлы», похвастаться какими-либо военными успехами Тель-Авив не может, кампания развивается очень тягуче и конца-краю ей не видно.
Но кое-что важное за последние недели всё же произошло – вернее, не произошло: спустя три недели, прошедшие со дня массированной ракетной атаки Ирана по Израилю последний так и не решился на ответные удары, несмотря на грозную риторику. Соответственно, заметно снизились и завязанные на этот момент глобальные ожидания большой эскалации ближневосточного конфликта, «угроза Третьей мировой» как будто бы миновала. При этом действительную подоплёку и динамику всей суммы процессов толком никто не знает, поэтому утверждать наверняка, что Тель-Авив отказался от своих планов, нельзя.
Тем любопытнее события, закрутившиеся вокруг данной темы в последние несколько дней. 15-16 октября в ряде источников появилась
Характерно, что
Таким образом, налицо две разнонаправленные провокации: если покушение на первое лицо государства запросто можно трактовать как casus belli, то слив секретных планов, наоборот, должен эти самые планы спутать и отсрочить. Как видно, в кулуарах «союзников» идёт довольно ожесточённая (по современным меркам, конечно же) теневая борьба, ставкой в которой является переход ближневосточного конфликта на следующий уровень.
По логову зверя, по кумполу
Само собой разумеется, сразу же после оглашения факта удара дроном-камикадзе по дому премьера Израиля официальный Тель-Авив возложил ответственность за него на Иран. Сам Нетаньяху записал короткое
Спустя пару дней, 22 октября, было объявлено о разоблачении нескольких иранских шпионов, проживавших на севере страны и передававших кураторам координаты и снимки военных объектов, в первую очередь самолётов на базе ВВС Неватим и комплексов ПВО. Любопытно, что из семи задержанных трое, судя по характерным фамилиям, являются евреями – выходцами из СССР или из постсоветского пространства. К делу о покушении на Нетаньяху этих людей пока не привлекли, но вполне вероятно, что вскоре спецслужбы найдут (или «найдут») ещё нескольких симпатизирующих Тегерану наводчиков.
Вообще говоря, принципиальная возможность организации покушения на главного врага Ирана самими иранцами, безусловно, существует. Например, в августе, после убийства израильтянами председателя политбюро ХАМАС Хании, который погиб в Тегеране 31 июля в результате взрыва, в иранском парламенте звучали предложения в ответ ликвидировать Нетаньяху. Пожалуй, всегда не прочь приговорить его к «высшей мере социальной ответственности» в КСИР.
Кстати сказать, внезапная гибель израильского премьера от чьих угодно рук вполне может иметь решающее значение для хода всего ближневосточного конфликта.
Более свежих данных на этот счёт нет, но нет и сомнений, что сейчас, на фоне расширившейся географии конфликта, уменьшения поддержки «союзников», дальнейшего ухудшения
То есть Ирану гипотетическая ликвидация Нетаньяху могла бы принести почти моментальную победу без необходимости крушить ради неё весь Израиль. Другое дело, что при столь высоких ставках операция наверняка была бы организована тщательнее, тем более что у Тегерана есть возможность вербовать исполнителей на месте, в том числе и для самоубийственных миссий.
В реальности же удар по резиденции был нанесён, на первый взгляд, в не самое подходящее время – днём субботы, когда Нетаньяху вполне могло не быть дома. Более того, пролёт камикадзе буквально под носом у поднятого на перехват боевого вертолёта АОИ был
Это не просто знак – это предупреждение
Но есть и другая точка зрения, куда более конспирологическая по сути: якобы имитация покушения могла быть организована американцами напрямую или с помощью местных марионеток в качестве очередного «сигнала» Нетаньяху, что не надо шутить с войной. Впрочем, каких-либо доказательств этому нет, да и для совершенно неспособной контролировать своих «союзников» администрации Байдена – Харрис такая постановка кажется чем-то совершенно невероятным. В конце концов, она попросту пошла бы вразрез с остальной активностью американцев вокруг Израиля.
Её в целом можно назвать попыткой построения взаимно блокированной позиции между Тель-Авивом и Тегераном, чтобы удержать их от новых прямых стычек как можно дольше. С одной стороны, дядя Сэм всячески демонстрирует Израилю готовность защищать его любой ценой вплоть до непосредственного вмешательства, как раз из этой оперы развёртывание в стране батареи ПРО THAAD, один полный залп которой будет стоить как средний пакет военной помощи Украине.
Но, с другой стороны, американцы почти в открытую вставляют палки в колёса наступательным планам израильтян, даже на второстепенных направлениях. По-настоящему трагикомичным оказался «ультиматум» Вашингтона, озвученный 15 октября: от Тель-Авива потребовали «улучшить гуманитарную ситуацию» в секторе Газа, угрожая в противном случае... заморозить поставки вооружения и боеприпасов. Образно говоря, от расстрельной команды потребовали напоследок напоить смертников у стенки чаем.
Якобы «утечка» планов израильской операции из американского штаба совершенно очевидно является контролируемым сливом по многим признакам. К примеру, по времени (15-16 октября) фактическое появление секретных данных в открытом доступе совершенно случайно «совпало» с публикациями американской прессы о том, что Израиль обязался-де не трогать иранские ядерные объекты и нефтеперерабатывающие предприятия.
По сути, Тегерану раскрыли наряд сил, которые хочет задействовать противник, и это однозначно сыграло бы свою роль в отражении потенциальной атаки. А дополнительное «признание факта утечки» потребовалось, как видно, из-за того, что израильтяне попытались сохранить хорошую мину при плохой игре и не отреагировали на публикацию материалов, продолжив развёртывание как ни в чём не бывало. Впрочем, громкие выкрики Пентагона и Госдепа «смотрите все, секретная информация из Израиля!» тоже были сочтены недостаточной гарантией, так что в Тель-Авив последовательно съездили Остин и Блинкен с последними американскими предупреждениями.
Но в Вашингтоне отдают себе отчёт в том, что добиться от иудейского «союзника» полного отказа от наполеоновских планов не выйдет, поэтому рассчитывают лишь на отсрочку. На это прозрачно намекает, скажем, статья Washington Post от 15 октября, в которой возможная «чрезмерно масштабная» атака против Ирана названа «вмешательством в выборы» президента США.
Таким образом, приемлемые для дяди Сэма сроки ближневосточного обострения начинаются где-то с середины ноября, после прохождения самой сложной стадии внутриполитического процесса. Разумеется, что «приемлемы» они лишь условно и в дальнейшем американцы продолжат уговаривать Тель-Авив не лезть на рожон. Но вот уговорят ли, добьются ли выполнения хотя бы минимальных требований – вопрос.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: