Пн, 03 февраля 2025

Лента новостей

08:03
Литовцы решили бежать и не воевать
03:38
Миф о «тьме кромешной»
03:16
Наступление продолжается: новости СВО от 3 февраля 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1075-й день спецоперации России на Украине
00:26
Грантобратия на грани вымирания
00:24
Начо Дуато: Мигель Бозе думает, что умеет танцевать
00:23
Гамбургерную революцию остановил конфликт
00:20
Жест отчаяния: Трамп обвинил Россию в краже гиперзвуковых чертежей
00:05
АМЕРИКА ПОВТОРЯЕТ ЗА РОССИЕЙ.
21:09
Эти чемоданы чаще всего теряются в аэропортах. Причина вас удивит
20:42
И так, астероид 2024 YR4 летит к Земле: Что известно на данный момент, и каковы перспективы столкновения в 2032 году?
20:21
Почему Запад в упор не видит преступлений киевской хунты?
19:06
Забытый мир под Северным морем: Удивительные открытия о рельефе ледникового периода на морском дне
18:49
Трамп снова предложил Канаде войти в состав США
18:48
Украина «как никогда» близка к миру — Зеленский
18:16
Не всё то золото, что блестит в инфракрасном: что показали снимки высокого разрешения кандидата в сферу Дайсона?
17:59
Украинский суд продлил арест наместника Святогорской Лавры митрополита Арсения еще на два месяца
17:58
Рютте настаивает на военной поддержке Украины, чтобы она находилась «в наилучшем возможном положении» для переговоров
17:57
Православным монахиням в Риге угрожают депортацией из страны
17:52
Абхазия: внутриполитическая стабильность как залог успешного развития
17:08
Украинцы возмутились призыву боевика «Правого сектора» разрешить военкомам стрелять в сопротивляющихся мобилизуемых
17:02
Трамп пообещал ввести пошлины против стран БРИКС, если они предпримут шаги по замене доллара
17:00
В Канаде освистали гимн США перед хоккейным матчем
16:51
Запад выдал хунте Зеленского индульгенцию на убийства русских
16:01
Война на Украине (02.02.25): обстановка на фронтах, провокация ВСУ в Судже...
15:29
Сводка Министерства обороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 2 февраля
15:00
Генетики подтвердили связь между депрессией и диабетом второго типа  
14:40
Харьков превратился в женский город — Ганчев
14:39
На фронте нет выходных. Рогозин призвал федеральных чиновников помнить о солдатах
14:34
По следам возвращения «Великой Америки»
14:17
Юрий Подоляка: карта боевых действий и свежая сводка на 2 февраля 2025, русские войска в 2 шагах от решающей победы
14:02
Бесхозная недвижимость – бомба замедленного действия на Донбассе
13:43
Все устали. Настрой поменялся: ВСУ накрыл кризис дезертирства
13:40
Путин предсказал скорое смирение европейских элит перед волей Трампа
13:29
Милитаризм добивает экономику стран Балтии
12:58
США по приказу Трампа нанесли авиаудары по объектам ИГИЛ в Сомали
12:51
Трамп развязал торговую войну с Китаем, Мексикой и Канадой
12:50
Зеленский согласился на переговоры с РФ после встречи с Трампом
12:41
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 2 февраля, утро
12:35
Goblin News 134: угрозы Трампа, золотая судья, пердящий кит
12:22
Существует ли предел продолжительности жизни человека?
12:18
Время героев: кто и как может воспользоваться опасным социальным лифтом
12:07
Популярность DeepSeek растёт, хотя чат-бот провалил все тесты на безопасность ИИ
12:03
Канада вводит 25% пошлины на американские товары, Китай грозит жесткими мерами в ответ на санкции США
11:58
Европейские людоеды жаждут воскресить ужасы Второй мировой войны
11:55
Сайт USAID перестал работать на фоне приостановки Трампом помощи иностранным проектам
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»«Золотые батоны» Кайзера

«Золотые батоны» Кайзера


«Золотые батоны» Кайзера
Гражданская подлодка по версии советской фантастики...


В советской подростковой фантастической повести (не фильме!) о приключениях Электроника и его друзей фантаст Евгений Велтистов описывает будущее, в котором идёт активное хозяйственное освоение глубин Мирового океана.



«Гонцы обходили стороной подлодки, глубинные дирижабли, танкеры, грузовые баржи — быстроходные, безопасные подводные суда, которым не страшны были волны, ветер, бури. Рэсси мгновенно отличал змеиный силуэт танкера от стремительного катера «летучая рыба». Но среди множества кораблей спутникам не встречалась подлодка «Тунец» с характерным горбом плавника...»


Коммерческая подлодка «Дойчланд» в море

Между тем, к моменту написания этих фантастических повестей о ближайшем будущем (процитированная книга написана в 1971 году), коммерческие подлодки были уже достаточно давним прошлым: первая была спущена на воду 28 марта 1916 года и носила имя «Дойчланд»...

Обещание Кайзера окончить войну «до листопада» не было пустым бахвальством. Просто Вильгельм II понимал, что долгой войны II Рейх не потянет. Дело было не в том, что промышленная Германия не могла обеспечить себя продовольствием (слишком много народу работало в промышленности и служило в армии). В конце концов, были границы с нейтральными странами, через которые можно наладить импорт продовольствия. Проблема была в том, что за продовольствие надо было платить, деньги в Рейхе за номером 2 водились за счёт экспорта промышленной продукции, а при отсутствии экспорта покупать у нейтралов всё необходимое было просто не на что. А самые платёжеспособные покупатели немецкого экспорта сидели за океаном...

В 1913 году доля Германии в мировой торговле составляла 26,6 процента. Значительная часть произведённого шла за океан, но когда Роял Нэви начал морскую блокаду Рейха... немцам стало тупо не хватать еды: не потому что нейтралы не продавали, а потому что покупать было не на что. Но на голодный желудок хорошо начинают работать мозги, и «сумрачный тевтонский гений» решил: немецкий экспорт — высокотехнологичный, много места он не требует, так почему бы не наладить поставки отечественной продукции за океан подводными лодками? И за кульманами закипела работа!


Схема отсеков подлодки «Дойчланд»

Коммерческую подлодку-блокадопрорыватель спроектировал инженер Рудольф Эрбах. Из-под его рейсфедера вышел проект подлодки надводным водоизмещением 1575 тонн, способной брать на борт 750 тонн груза (по большей части — в балластные цистерны, продукцию немецкой химической промышленности). 200 тонн солярки позволяли подлодке преодолеть расстояние в 12 000 миль со скоростью 10 узлов. Экипаж судна составил 25 человек: капитан, старший механик, два вахтенных офицера, шесть ассистентов, четыре машиниста, шесть мотористов, четыре матроса и кок. Первый корпус окрестили «Дойчланд», к началу лета подводный прорыватель блокады был готов к выходу в море.

В первый рейс «Дойчланд» вышла из Бремена, 16 июня 1916 года под командованием капитана северогерманского Ллойда Пауля Кёнига. В цистернах лодки плескалось 163 тонны красителей (ализарина — красителя красного оттенка) и фармацевтических препаратов (сальварсана — лекарства, использовавшегося для лечения сифилиса до изобретения антибиотиков) на сумму 60 миллионов фунтов стерлингов. Помимо химической продукции, везла подлодка дипломатическую и банковскую корреспонденцию.


Экипаж «Дойчланда» после рейса

9 июля «Дойчланд» была уже в Балтиморе, где разгрузилась и погрузила на борт 348 тонн каучука, 341 тонну никеля и 93 тонны олова. 25 августа подлодка благополучно прибыла в Бремерхафен, преодолев 8450 морских миль, из которых 190 — в подводном положении. Прибыль от рейса составила 17,5 миллионов фунтов стерлингов. Привезённого U-bootом сырья германской промышленности хватило на два-три месяца, так что опыт стоило признать успешным.

10 октября 1916 года «Дойчланд» вышла во второй рейс. На этот раз на борту помимо химикатов, красителей и медикаментов были ценные бумаги, драгоценные камни и почта. На этот раз курс был проложен на Нью-Лондон, штат Коннектикут. До порта подлодка дошла 1 ноября, а уже 17 ноября вышла в обратный путь с грузом резины, никеля, легирующих добавок и олова. Помимо того, на борту везли серебряные слитки на 140 тысяч долларов. На этот раз всё прошло не столь гладко: на выходе субмарина протаранила буксир, который затонул вместе с пятью членами экипажа. Пришлось выплатить залог в 348 тысяч марок, после чего 21 ноября «Дойчланд» сняли с мели, починили мелкие повреждения и помахали платочком на прощание. 10 декабря судно прибыло в Бремерхафен.


Калибр U-155 — внушает уважение!

Собственно говоря, после этого карьера коммерческой подлодки завершилась — стало ясно, что США скоро вступят в войну и не вовремя явившуюся в порт лодку можно потерять. 10 февраля 1917 года торговое судно «Дойчланд» было удалено из судового регистра. А в составе Кайзерлихмарине появилась подлодка U-155...


«Купец» вышел на охоту

На верфи в Вильгельмсхафене лодку переоборудовали: установили шесть торпедных аппаратов, но главное — два 15-см орудия с линейного корабля «Церинген». В этом качестве субмарина была не самой удачливой в составе Кайзерлихмарине: скорость маловата, не могла догонять быстро идущие транспорты. Но так ведь были медленно идущие! Их за три похода U-155 потопила (если командир не соврал, есть разные данные) 42 штуки, общим водоизмещением в 121 328 тонн, и ещё одно — повредила. А потом — война закончилась, подлодку доставили в Лондон, где выставили на Темзе. В 1921 году она была разобрана на металл.


Пленный «крейсер» в Лондоне

Впрочем, «Дойчланд» была не одна такая. Всего на немецких верфях заложили восемь корпусов, помимо головного судна успела войти в строй ещё одна коммерческая подлодка — «Бремен». Транспорт вышел в море под командованием Карла Шварцкопфа в сентябре 1916 года и... исчез. Что случилось с этой подлодкой — неизвестно. В качестве версий высказываются гибель от тарана крейсера «Мантуя» в 560 км к югу от Исландии, потопление британской подлодкой G-13 в районе Шетландских островов или подрыв на минах у Оркнейских островов.


«Ольденбург» в походе

Остальные подлодки были достроены в качестве подводных крейсеров, которые даже объединили в соответствующую флотилию. Наиболее известной из них стала U-151 «Ольденбург». 2 июня 1918 года она под командованием капитана Генриха фон Ностица потопила за несколько часов шесть американских судов и повредила ещё два. А на следующий день на выставленных ей минах подорвался танкер «Герберт Л. Пратт». Впрочем, наличие грузовых отсеков подводным крейсерам Кайзера совершенно не мешало: 9 июня 1918 года у мыса Гаттерас «Ольденбург» остановила норвежское судно «Виндегган» с грузом из 70 тонн медных слитков. В Германии с медью была напряжёнка, так что слитки перегрузили на борт «Ольденбурга», а «норвежца» пустили на дно. Наряду с «Дойчландом», «Ольденбург» стала самой результативной из подводных крейсеров — на её счету 34 потопленных судна общим водоизмещением в 88 395 тонн.

Есть за подлодками этого типа и другие достижения. Например, U-157 Макса Валентинера поставила рекорд по длительности автономного плавания. Этот крейсер пробыл в море 139 суток. Помимо «Бремена» из всех лодок серии погибла только U-156, скорее всего, подорвалась на мине.

В целом опыт использования коммерческих подводных лодок негативным назвать нельзя. «Дойчланд» вполне окупила своё строительство. Но ущерб, нанесённый «крейсерами» торговому флоту «союзников», гораздо выше, чем полученная от их коммерческих рейсов прибыль. Поэтому во Вторую мировую войну лодки хоть и возили грузы (причём не только немецкие, наши тоже авиационный бензин в осаждённый Севастополь возили, рассказ «Держись старшина!» Леонида Соболева как раз об этом), но по большей части — топили чужие. Хотя... возможно, U-bootы XIV серии — знаменитые «дойные коровы», спроектированы с учётом опыта коммерческих подлодок типа «Дойчланд»...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх