Трамп хочет на Марс к 2029: Насколько близка реальность к мечтам? Анализируем шансы
Мечты о покорении Марса будоражат умы не одно поколение, но, кажется, сейчас эти мечты как никогда близки к реальности. Однако, как это часто бывает, энтузиазм сталкивается с суровой реальностью технических и научных препятствий. Недавнее заявление Дональда Трампа о планах высадить американских астронавтов на Марс к 2029 году вызвало широкий резонанс, и не только среди космических энтузиастов. Насколько этот амбициозный план вообще осуществим? Давайте разберемся.
Межпланетные амбиции: реальность или политическое заявление?
Заявление Трампа, безусловно, привлекательно с точки зрения политического пиара. Однако, если отвлечься от политических лозунгов и присмотреться к деталям, станет очевидно, что высадка на Марс — это задача, которая потребует титанических усилий. Проблема не только в технологиях, но и в фундаментальных научных вопросах, на которые пока нет ответов.
Начнем с того, что сейчас человечество, с трудом возвращается на Луну после многолетней паузы. Миссия Artemis 2, с ее постоянными задержками, наглядно демонстрирует, что даже относительно «близкие» космические путешествия, по-прежнему, требуют огромного напряжения и внимания к деталям. Переход от лунной миссии к марсианской, это прыжок, сопоставимый с переходом от полетов на аэропланах начала XX века к полетам на реактивных истребителях.
Starship: надежда и вызовы
Весьма вероятно, что основным «тягловым конем» марсианской экспедиции, в планах Трампа, будет SpaceX и их многоразовый космический корабль Starship. Это поистине амбициозный проект, но, на сегодняшний день, это все еще, во многом, «кот в мешке». Последние испытания показали, что Starship находится в стадии активной доработки. Очевидно, что надёжность и технологическая зрелость аппарата еще далеки от идеала.
Но даже если допустить, что Starship в ближайшие годы достигнет требуемой надежности, остается ряд других, не менее серьезных, проблем. Главная из них — масса полезной нагрузки. Марсианская миссия требует колоссального объема ресурсов: от астронавтов и оборудования до топлива, воды и воздуха. И все это нужно будет либо доставить на Марс, либо произвести на месте.
Замкнутый цикл: несбыточная мечта?
Одной из ключевых задач в пилотируемой экспедиции на Марс является создание замкнутой системы жизнеобеспечения. Это означает, что все необходимые ресурсы должны быть переработаны, повторно использованы или произведены на месте. Такая концепция подразумевает не только переработку воды и воздуха, но и производство пищи из отходов. Идеальный вариант — это 100% восстановление всего, что было использовано, но, на практике, это недостижимо.
Например, даже при самом эффективном процессе переработки, всегда будут потери. И хотя растения могут сыграть важную роль в производстве пищи, кислорода и очистке воздуха, их возможности по восстановлению расходных материалов ограничены.
Топливный вопрос: марсианская заправка
Еще одной важной проблемой является производство топлива на Марсе. Starship использует метан и кислород, и если мы не хотим тащить тонны топлива с собой, мы должны научиться производить его прямо на месте. Идея, конечно, заманчива, но, увы, реальность пока далека от воплощения.
Эксперимент MOXIE на марсоходе Perseverance показал принципиальную возможность производства кислорода из марсианской атмосферы, но его производительность крайне мала. Для того, чтобы обеспечить топливом ракету для взлета с поверхности Марса, потребуются гораздо более мощные и эффективные технологии. С производством метана из марсианских ресурсов дела обстоят еще хуже — сейчас нет даже технологий, которые можно было бы протестировать в марсианских условиях.
Космическая радиация и человеческое здоровье: невидимые враги
Не стоит забывать и об опасностях, связанных с радиацией. Космос — это далеко не безопасное место. Астронавты, отправляющиеся на Марс, подвергнутся воздействию космических лучей и солнечной радиации, в сотни раз превосходящей земной уровень. Даже на МКС, находящейся вблизи Земли, уровень радиации превышает норму в сотни раз, что уж говорить о межпланетных перелетах.
К этому добавляются проблемы, связанные с микрогравитацией. Человеческий организм, эволюционировавший в условиях земного притяжения, плохо адаптируется к космосу. Атрофия мышц, проблемы со зрением, изменения в работе сердечно-сосудистой системы — это лишь некоторые из возможных последствий длительного пребывания в невесомости.
Экологическая ответственность: сохранение Марса
Стоит также затронуть вопрос, который часто обходят стороной — это планетарная защита. Правила космических исследований требуют максимальной стерилизации всех аппаратов, чтобы избежать загрязнения других планет земными микроорганизмами. Но астронавты — это, по сути, ходячие «инкубаторы» для различных микробов. И если не соблюдать должные меры предосторожности, мы рискуем не только «заразить» Марс, но и затруднить будущие поиски жизни на нем.
А есть ли надежда?
Складывается впечатление, что высадка на Марс, в ближайшие годы, — это фантастика. Бесспорно, многие препятствия могут быть преодолены, но для этого потребуется колоссальная работа и, возможно, не одно десятилетие. И спешить здесь явно не стоит.
Необходимо сначала отработать технологии производства топлива, создать надежную систему жизнеобеспечения и тщательно изучить воздействие космической радиации на организм человека. И конечно, нужно обеспечить финансирование и объединить усилия различных стран, чтобы добиться действительно впечатляющих результатов.
К сожалению, заявление Трампа, по сути, ставит телегу впереди лошади. Реальность такова, что мы пока не готовы к пилотируемой миссии на Марс, и нам нужно время и ресурсы, чтобы подготовиться к этому гигантскому скачку.














