Среди семи общеизвестных экономических чудес современного мира, начиная с самого первого Голландского, джохорского чуда вы не найдёте. Но разве не под стать чуду то, что каких-то двести лет назад здесь, в окрестностях индонезийского Джохора, вырубали джунгли, чтобы выращивать перец, до которого были так охочи португальские галионы? А затем тут появились плантации гевеи, по сей день дающие самый лучший природный каучук в мире. Потом – масличные пальмы, сделавшие страну одним из крупнейших мировых поставщиков пальмового масла. А теперь тут как грибы растут фабрики по производству электроники и процветают центры обработки данных, втянутые в геополитическую борьбу между США и Китаем. Это всё Джохор, сосед Сингапура и древнейший штат Малайзии, ставшей одним из самых ценных украшений современного Глобального Юга.
Глобальный Юг сегодня в представлении многих европейцев видится длинной чередой латиноамериканских, азиатских и африканских государств, давно, ещё в конце 60-х годов прошлого века, обретших независимость с распадом системы колониализма как таковой. Резолюция № 1514 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года объявила колониализм международным преступлением, направленным против человечества и тем самым поставила точку в долгой истории подчинения народов иностранному игу. Но, как
Чтобы понять, что готовит Запад в будущем для «развивающегося», как западные экономисты все еще любят его называть, мира, обратитесь в Международный валютный фонд (МВФ): «В условиях растущего спроса доходы от добычи важнейших полезных ископаемых могут значительно вырасти в течение следующих двух десятилетий. Мировые доходы от добычи всего четырех ключевых полезных ископаемых – меди, никеля, кобальта и лития – оцениваются в общей сложности в 16 триллионов долларов в течение следующих 25 лет».
При этом только в странах Африки к югу от Сахары сосредоточено 30% всех важнейших мировых запасов полезных ископаемых. На Конго приходится 70% мирового производства кобальта и примерно 50% его мировых запасов. Спрос на кобальт, ключевой компонент большинства литий-ионных аккумуляторов, быстро растет из-за его использования во всем – от мобильных телефонов до электромобилей. Что касается меди, то в Африке есть два крупнейших производителя меди в мире, причем на долю Замбии приходится 70% производства меди на континенте. Понятно, что полезные ископаемые Конго и Замбии, чтобы принести прибыль, должны попасть на международный рынок, и это как раз делает Анголу и транспортный железнодорожный коридор Лобито (Lobito) ключевыми для быстро развивающейся горнодобывающей промышленности Африки. «При правильном управлении, – считает МВФ, – это может преобразовать регион. Страны Африки к югу от Сахары, как ожидается, получат более 10 процентов накопленных доходов, что может соответствовать увеличению ВВП региона на 12 процентов или более к 2050 году».
Кому пойдут остальные 90 процентов, объяснять не надо.
Понятное дело, что США первыми готовы «поуправлять», и ещё год назад в кулуарах встречи G20 в Индии госсекретарь Энтони Блинкен практически незаметно для «двадцатки» подписал соглашение с Анголой, Замбией, Демократической Республикой Конго и Европейским союзом о запуске проекта коридора Лобито, через всю Африку соединяющего Атлантический и Индийский океаны. Ни фанфар, ни новостей на этот счёт не было, но спустя почти 50 лет после того, как Португалия была вынуждена уйти из Анголы,
Но и с Замбией американцы тоже вместе. По состоянию на 2022 год в стране действовали пять гигантских открытых медных рудников и еще восемь подземных. При поддержке Вашингтона разрабатываются новые рудники, вот почему транспортный коридор Лобито так необходим для того, чтобы замбийская медь для выработки «экологически чистой энергии» уходила на Запад. Что остаётся самой Замбии? В 2005 году там в результате взрыва на одной из шахт погиб 51 рабочий. В 2018 году на месте незаконной добычи меди погибли десять рабочих. В 2019 году трое работников сгорели заживо при пожаре в подземной шахте, а в 2023 году в результате оползня на открытом медном руднике погибло более 30 шахтеров.
Для Запада такой «размен» давно понятен и знаком. Неприметный по размерам офис KoBold Metals, занимающийся замбийской медью, расположен в самом центре Беркли, штат Калифорния, на расстоянии в тысячи километров от грязных шахт Замбии. Там командуют скромные миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос, позиционирующие компанию как «зеленую машину Кремниевой долины», обеспечивающую переход на зеленую энергетику в мире. «Любой, кто занимается возобновляемыми источниками энергии в западном мире, ищет медь и кобальт, которые являются основой для производства электромобилей, – объяснил Financial Times исполнительный директор KoBold в Замбии Мфикейи Макайи. – Они будут поступать из этой части света, и самый короткий путь, чтобы вывезти их, это Лобито. Но важнейшие минералы, добываемые на рудниках Кобольд, в итоге никогда не окажутся во владении Замбии или какой-либо другой африканской страны. Они предназначены только для западных потребителей».
В июле этого года новая технология искусственного интеллекта позволила компания KoBold обнаружить крупнейшее месторождение меди более чем за десятилетие. После запуска там завода он сможет производить более 300 000 тонн меди в год. А на конец прошлого года одна тонна меди на международном рынке стоила более 9 600 долларов.
«Стоимость замбийской меди, которая ушла на Запад, исчисляется сотнями миллиардов долларов. Запомните эту цифру, а затем оглянитесь вокруг в Замбии, – говорит замбийский экономист Грив Челва. – Связи между ресурсами и выгодой, полученной от них, разорвана. Замбия не только осталась без выгод от добычи своих полезных ископаемых, но и – считайте это гарантией – её население будет вынуждено страдать от многих проблем, которые в результате добычи возникнут».
Для Глобального Юга страдать от токсичных отходов, которые оставляет после себя западных бизнес, норма. В Индии глиноземные рудники Агарвала вывели из оборота земли коренных племен конд в провинции Орисса. В Замбии медные рудники разрушили сельскохозяйственные угодья и водные пути, которые когда-то снабжали рыбой и питьевой водой тысячи сельских жителей. Протяженность реки Кафуэ составляет более 1500 километров, что делает ее самой длинной рекой страны, но сейчас она самая загрязненная в Африке. Её воды текут через Медный пояс Африки, неся с собой кадмий, свинец и ртуть с рудника Vedanta. «Зелёный капитализм» стал худшей формой ограбления Глобального Юга, требующий запустить множество программ с искусственным интеллектом и заработать слишком много денег за чужой счёт, говорит Челва.
Почему обретенная ещё в прошлом веке независимость не стала благоденствием для бывших колоний совсем не вопрос. Рабская зависимость от северных колонизаторов сменилась для них капканом американского доллара и диктатурой англосаксов. Процветание, которое, как ожидалось, должно было наступить после обретения независимости, так и не наступило. Оказалось, что политический суверенитет не приводит автоматически к экономическому суверенитету. Глобальная экономическая архитектура была искажена и после того, как закончился формальный колониализм, продолжая использовать ресурсы бедных стран в интересах богатых. Как
То, что правила, лежащие в основе глобальной экономической системы, несправедливы, а развитие и, соответственно, будущее мира теперь зависит от объединения более бедных стран для их изменения сегодня понимает 87 процентов населения планеты. Но их точка зрения противоречит господствующей ортодоксии в Вашингтоне. И это является ключом к пониманию нашего сегодняшнего мира.
«Страны Глобального Юга выражают серьёзные сомнения в приверженности Запада взаимовыгодному сотрудничеству и международному порядку, который является обязательным и справедливым для всех. Когда в ходе нашего опроса людей попросили сравнить приверженность Соединенных Штатов, Китая, России и европейских стран международным правилам и принципам, жители многих стран ответили, что Вашингтон является наиболее частым нарушителем международных правил», – приводит статистику опроса, проведённого на 60-й Мюнхенской конференции по безопасности Foreign Policy Magazine. Все 9 тысяч опрошенных из стран Глобального Юга заявили о недоверии к США и Европе, нарушающих международные правила и живущих по двойным стандартам. Перепуганный этим верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель
Попробуйте, господин Боррель. Вот только не с риторикой вам надо бороться, а с министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок, которая на Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля заявила тем, кто отказался поддержать НАТО в его борьбе с Россией на полях Украины: «Нейтралитет – это не вариант, потому что тогда вы стоите на стороне агрессора. …Мы также снова обратимся к миру с призывом: пожалуйста, примите чью-либо сторону, сторону мира, сторону Украины, сторону международного гуманитарного права, и в наши дни это означает также доставку боеприпасов, чтобы Украина могла защитить себя». Бороться придётся с Бербок, Блинкеном и прочими, смотрящими в мир через рамку прицела. Население планеты составляет сейчас примерно 8 миллиардов человек и более 6 миллиардов живут в странах, которые придерживаются нейтралитета в войне на Украине чужими руками. Данные опроса с Мюнхенской конференции свидетельствуют о том, что Запад сталкивается с изнурительными трудностями в восстановлении своих отношений с Глобальным Югом. Глобальному Югу, идущему с многополярным миром на север, по дороге БРИКС и Москва, а не Брюссель с Вашингтоном.
Читайте нас: