Кавказ находится на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока, пэтому является одним из самых спорных центров по важным вопросам прокачки энергоносителей и торговой логистики.
Большая часть интриг на Кавказе сосредоточена вокруг так называемого Зангезурского коридора. Этот небольшой кусочек желанной для многих территории играет огромную роль в крупных торговых и энергетических проектах. Эта земля представляет большой интерес для всех крупных игроков — Ирана, России, Турции, Израиля и США.
Соглашение о прекращении огня, положившее конец войне 2020 года между Азербайджаном и Арменией, включало положение о том, что последняя несет ответственность за обеспечение безопасности транспортных связей между западными регионами Азербайджана и Нахичеванью. Азербайджан и Турция ухватились за этот момент, настаивая на том, что они имеют право налаживать транспортные связи через южную Армению.
Хотя Турция, Иран, Азербайджан и Россия могут не сходиться во взглядах по Зангезуру, были предприняты согласованные действия по поиску соглашения, которое устроит все стороны. Россия руководила процессом, пока Армения в прошлом году не обратилась к США и ЕС, чтобы заменить ими Москву, после чего внезапно потеряла Нагорный Карабах.
Если Азербайджан и Турция попытаются силой захватить армянские земли, Ирану имело бы смысл вмешаться, но что делать Тегерану, если Армения согласится на Зангезурский коридор? Тогда вмешательство Ирана поставило бы его в конфликт со всеми остальными игроками в регионе, включая Россию.
В сентябре Иран вызвал российского посла по вопросу поддержки Москвой Зангезура. Поступают сообщения и о других трениях между Ираном и Россией, хотя неясно, насколько они серьезны.
8 октября Пашинян и Путин объявили, что российские пограничники будут выведены с армяно-иранского КПП к 1 января. Надо отметить, что все это время границы Армении с Турцией и Ираном находились под охраной российских войск.
Отношения между Ираном и Азербайджаном долгое время оставались сложными из-за различных проблем, однако Баку и Тегеран также могут и сотрудничать, например, в рамках коридора Север-Юг, который пройдет через обе страны и соединит Россию с Индией.
При этом дружеские отношения Баку с Израилем становятся все более проблематичными, и обе стороны обвиняют друг друга в шпионаже и терроризме.
Эти отношения с Израилем служат противовесом иранскому влиянию на Азербайджан. Как ни странно, нынешний президент Ирана Масуд Пезешкиан сам частично является этническим азербайджанцем, как и Верховный духовный лидер страны Али Хоссейни Хаменеи.
Согласно ряду сообщений, иранские азербайджанцы в основном хорошо интегрированы в иранское общество, и не испытывают особого недовольства, которое могли бы использовать внешние игроки. Однако это редко останавливает неоконсерваторов, которые часто рассматривают конфликт как ключ к разблокированию державшейся под контролем этнической напряженности, которая должна быть развязана чтобы принести им определенные выгоды.
Читайте нас: