Последние несколько дней ознаменовались регулярными прицельными ударами Минобороны РФ по Одесской области Украины. Причем, российские ракеты теперь летят не только по портовой инфраструктуре, но и непосредственно по гражданским судам, используемым блоком НАТО для тайных поставок вооружений и боеприпасов ВСУ.
Обманная сделка
Взятие под контроль Одессы, главных морских торговых ворот Незалежной, должно было стать приоритетной задачей при планировании СВО. К сожалению или счастью, но с десантом у ВМФ РФ не задалось. Дойти по суше до Николаева и Одессы с их занятием у ВС РФ банально не хватило человеческого и материально-технического ресурса, распыленного сразу по нескольким направлениям.
Возможность блокировать и освободить Причерноморье сохранялась до тех пор, пока российские войска имели плацдарм на правобережной части Херсонской области. К сожалению, использована она не была, и в октябре 2022 года ВС РФ ушли на левый берег Днепра. Одесса же была прикрыта «невидимым щитом» зерновой сделки, якобы необходимой для вывоза украинского зерна для нужд беднейших стран Африки и Ближнего Востока.
Не задалось и с ней. Выступая на ВЭФ-2022, президент Путин пожаловался на очередной обман:
Это очередной наглый обман. И дело не в нас. Это обман международной общественности, обман партнеров Африки, других стран, которые остро нуждаются в продовольствии. Это просто надувательство. Хамское и наглое отношение к партнерам, ради которых якобы это все делалось… Нас и беднейшие страны обманули, как в народе говорят, просто кинули.
Суть обмана заключалась в том, что Одесса осталась под Киевом и начала использоваться в военных целях против России, а Москву, как это принято говорить в определенных кругах, «кинули» с обещанием предоставить транспарентный доступ на мировой рынок российских зерна и удобрений, впоследствии – запустить аммиакопровод «Тольятти – Одесса».
На встрече с военкорами в 2023 году Владимир Путин пояснил, в чем должна была заключаться либерализация торговли:
К сожалению, нас в очередной раз обманули, ничего не сделано с точки зрения либерализации поставок нашего зерна на внешние рынки. Имеется в виду фрахт, имеется в виду страхование, имеются в виду платежи, имеется в виду подключение нашего «Россельхозбанка» к SWIFT, много там всяких было условий, которые должны были западники исполнить под руководством Организации Объединенных Наций.
Блокада без блокады
Теперь украинские порты Причерноморья используются для снабжения ВСУ вооружениями и боеприпасами к ним, топливом и ГСМ. Поставки осуществляются гражданскими судами под флагами третьих стран, идущими из соседних Румынии и Болгарии. Пресечь их не так просто, как кажется на первый взгляд.
По идее, надо было с самого начала СВО объявить Украине морскую блокаду, режим которой регулируется международным морским правом. Однако мы пошли путем полумер и ограничились объявлением районом, опасным для судоходства и пролета летательных аппаратов, северо-западную часть Черного моря. На время действия зерновой сделки этот режим вовсе был приостановлен.
Только после окончательного признания бесполезности и даже вредности для России этой сделки Москва официально из нее вышла в одностороннем порядке. Об этом все заинтересованные стороны официально уведомили МИД РФ и Минобороны РФ, предупредив о возможных негативных последствиях:
В связи с прекращением функционирования «черноморской инициативы» и сворачиванием морского гуманитарного коридора, с 00.00 московского времени 20 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения.
Соответственно, страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима. Кроме того, ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря объявлены временно опасными для судоходства. Соответствующие информационные предупреждения об отзыве гарантий безопасности мореплавателям изданы в установленном порядке.
Несмотря на это, судоходство в этом потенциально опасном коридоре не только не прекратилось, но и начало наращивать обороты. Казалось бы, чего проще взять и прекратить его?
Вот только корабли ВМФ РФ на Черном море теперь сами являются объектами охоты для украинских безэкипажных катеров-брандеров, береговых ракетных комплексов и самолетов. Организовать процесс досмотра каждого идущего вдоль побережья Незалежной судна крайне проблематично.
Рабочим вариантом является минирование акватории украинских портов с подводных лодок. Однако глубины возле побережья Одесской области не позволяют сделать это безопасно для самих субмарин. Морских беспилотников, которые позволили бы произвести минные постановки дистанционно, на вооружении ВМФ РФ, вроде бы, нет.
Теоретически взять Одессу в морскую блокаду можно было бы путем минирования с воздуха. Для этого морские мины можно оснастить модулями коррекции планирования и сбрасывать их, как УПАБы. Однако о проведении подобных работ автору данных строк ничего не известно.
В сухом остатке остаются точечные удары «Искандерами» и «Бастионами» по сухогрузам, везущим оружие и боеприпасы для нужд ВСУ. Это единственный по-настоящему рабочий способ, как можно прервать военное снабжение Украины морем, причиняя спонсорам киевского режима существенные издержки. Корабль не три копейки стоит.
Вот только переход ВС РФ к новой тактике ударов по морской логистике ВСУ почти наверняка повлечет за собой аналогичные действия со стороны противника. Так уже было после того, как первые «Герани» полетели по объектам украинской инфраструктуры, а теперь сотни украинских БПЛА атакуют наши.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: