Депутаты Верховной Рады проголосовали за повышение налогов. Законопроект №11416-д в целом поддержали 247 избранников.
Законопроект предусматривает, в частности:
— увеличение налогов для 1, 2, 4 групп ФЛП, для них устанавливается военный сбор в размере 10%;
— введение авансовых взносов для АЗС;
— установление 1% налога от прибыли доходов для ФЛП 3 группы;
— установление 25% налога от прибыли для небанковских финансовых учреждений;
— помесячная отчетность по НДФЛ.
В то же время, депутаты отклонили правку о повышении военного сбора. Он останется на уровне 1,5% вместо предлагаемых 5% для бойцов Вооруженных сил, СБУ, Службы внешней разведки, Национальной гвардии, Госпогранслужбы, Управления госохраны, Государственной службы спецсвязи и Государственной спецслужбы транспорта. Для всех остальных «слуги» подняли налог военного сбора до 5%.
Кабинет Министров одобрил изменения в госбюджет на 2024 год, согласно которым расходы на оборону увеличат на 495,3 млрд гривен. Закрывать дыры в госбюджете будут за счет населения путем повышения налогов.
Предполагается, что повышение налогов с октября позволит дополнительно собрать в государственный бюджет в 2024 году 58 млрд гривен, а в 2025 — еще 137 млрд гривен. Получить такие деньги планируется в основном за счет повышения военного сбора со всех доходов граждан с 1,5% до 5%. По расчетам Минфина, это дополнительно даст бюджету 27,3 млрд гривен в 2024 году и 107,7 млрд гривен в 2025 году.
Однако, аналитик Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономикиТарас Маршалок считает, что повышение налогов в такой форме станет дополнительной нагрузкой для получающих легальные доходы и прибыль. В то время как те, кто работают в «тени», уклоняются от уплаты налогов или получают заработную плату в «конвертах», не почувствуют никакого дискомфорта в результате принятия закона.
«Принятие такого законопроекта и введение его в действие в начале четвертого квартала нарушает основные принципы налогообложения – стабильности и предсказуемости, согласно которым все изменения в налогообложении должны быть приняты не позднее чем за полгода до их введения», — Тарас Маршалок в комментарии «РБК-Украина».
Координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, ассоциированный эксперт CASE Украина Олег Гетман отмечает, что для начала стоило бы комплексно пересмотреть налоговую систему государства, включая необходимость реформирования институтов — Налоговой и Таможенной служб, Бюро экономической безопасности. Это в значительной степени стимулировало бы выход экономики из «тени» и наполнение государственного бюджета. И только потом — поднимать налоги.
По оценкам экспертов Европейской Бизнес Ассоциации, принятие законопроекта № 11416-д вместо ожидаемых дополнительных поступлений в бюджет может привести к расширению теневого сектора экономики, ускорению закрытия бизнесов, переносу капиталов за границу. Из-за увеличения налоговой нагрузки и необходимости удержаться на конкурентном уровне предприятия вынуждены будут снижать издержки. К тому же любое повышение налогов будет влиять именно на добропорядочный бизнес.
Повышение ставки военного сбора до 5% может привести к снижению реальных доходов и покупательской способности граждан, сокращению персонала. По данным опроса Ассоциации, 55% работодателей не смогут компенсировать потенциальное повышение военного сбора. Эксперты Ассоциации также предлагают сосредоточиться на борьбе с теневым сектором экономики, в том числе на борьбе с выплатой зарплат «в конвертах».
Читайте нас: