Массированная ракетная атака Ирана против Израиля, состоявшаяся в ночь на 2 октября, в некотором смысле схожа с началом нашей собственной СВО два с половиной года назад. Памятуя о прошлых эпизодах, когда Тегеран в ответ на враждебные действия ограничивался «последним персидским предупреждением», а также на фоне
Однако же, удар в отместку за гибель главы ливанского движения «Хезболла» Насраллы состоялся и отнюдь не бутафорский. Само собой разумеется, это сразу же отправило всякие разговоры о новой ядерной сделке если не на свалку, то уж точно в долгий (очень долгий) ящик, выдвинув на первый план перспективу дальнейшей эскалации. Такой поворот оказался строго перпендикулярным к генеральной линии нового президента Ирана, поэтому не так уж трудно поверить в «инсайдерские инсайды» западной прессы о том, что командование КСИР вымолило разрешение на атаку у самого аятоллы Хаменеи, даже не уведомив Пезешкиана.
Правда, с подсчётом результатов удара возникли определённые сложности. В чём нет почти никаких сомнений, так это в успешном прорыве иранскими ракетами ПВО Израиля и коалиции. Даже при том, что американцы (очевидно, обнаружив подготовку из космоса) подняли тревогу за добрые полсуток до атаки, а Тегеран применил далеко не самые совершенные ракеты Shahab-3, большая их часть успешно донесла свои боеголовки до целей. Израильская цензура, которая попыталась выдать видео с прилётами за якобы вывернутые задом наперёд записи пусков ПВО, породила новый мем о «реверсе ракет» – местный аналог украинского «сбито 12 из 10».
Гораздо меньше ясности с тем, что же иранцам удалось поразить. Само собой разумеется, официальный Тель-Авив утверждает, что существенного ущерба не понёс, а единственной жертвой атаки стал палестинец, раздавленный упавшей с неба отработанной ступенью. С другой стороны, Тегеран в первые же часы заявил о якобы поражении сразу 20 израильских F-35 на авиабазе Неватим, но никаких подтверждений не представил – да и не мог, ввиду скромных разведывательных возможностей.
Думается, истина где-то посередине. Недолёт в двести метров от штаб-квартиры Моссада красноречиво говорит, что били-то всерьёз, да и многочисленные попадания по площадям израильских аэродромов были впоследствии подтверждены снимками с коммерческих спутников. С другой стороны, израильтяне, пользуясь форой во времени, вполне могли спрятать самые ценные единицы в укрытия, а даже если иранцы и накрыли что-нибудь, узнаем мы об этом разве что случайно.
А самое главное, что Тель-Авив достиг-таки давно желанной цели: получил в руки формальный предлог для военного удара по Ирану в рамках «самообороны». Есть даже предположения, что израильская ПВО не честно проиграла, а сознательно проигнорировала иранскую атаку, чтобы гарантировать «синяки для протокола». Вся последующая неделя прошла в ожидании ответных мер АОИ, особенно вокруг 7 октября, годовщины начала нынешнего конфликта – но их, однако, не последовало до сих пор. В чём же дело?
«Хороший» полицейский
Есть такая шутка: мол, судя по количеству политиканов с характерными фамилиями в американском Конгрессе, США на самом деле управляются откуда-то из окрестностей Иерусалима. Однако шутки шутками, а в противостоянии Израиля с соседями дело обстоит ровно наоборот: официальный Вашингтон играл и продолжает играть эдакого «миротворца поневоле», различными путями сдерживая воинственные порывы Нетаньяху и компании.
Причём речь здесь именно о лично Байдене и его команде. Так, уже 2 октября в американской прессе появились сообщения, что АОИ якобы была готова нанести ответный удар спустя всего несколько часов после иранской атаки, но приказы были отменены по настоятельной просьбе из Белого дома. В целом американская реакция ограничилась осуждением и обещаниями расширить санкции против Ирана, а также Израилю помочь отразить новые нападения, буде такие состоятся. Пентагон, со своей стороны, предостерегает Тегеран от эскалации, но не размахивает угрозами превентивных ударов.
В общем, нынешняя администрация США, грозно нахмурив брови по оставшейся привычке мирового жандарма, призывает обе стороны к сдержанности. При этом среди полоумных конгрессменов-«ястребов» (как с теми самыми «характерными», так и вполне англосаксонскими фамилиями) немало таких, кто наоборот выступает за скорейший ответный удар Тель-Авива. А 5 октября Трамп, выступая на очередном предвыборном митинге в штате Мичиган, прямо заявил, что Израилю стоит разбомбить иранские ядерные объекты.
Как нетрудно догадаться, определяется эта разница снова логикой внутриполитической борьбы за «корону американской империи». Вариантов для так сказать стратегического ответа у АОИ не так уж много: ударить или по тем самым ядерным объектам, или по мощностям нефтеперерабатывающей промышленности, или организовать покушение на высшее духовно-
Даже если предположить невероятное, что Байден скажет Нетаньяху «сам нарывался – сам и расхлёбывай», демократам от этого станет ненамного легче, ведь по-настоящему серьёзная эскалация неизбежно подстегнёт мировые цены на топливо, а значит и инфляцию в Штатах. В случае ударов АОИ непосредственно по иранской нефтянке (а среди вероятных целей указывается, например, крупнейший терминал на острове Харк – «достопримечательность» ещё ирано-иракской войны 1980-1988 гг.) перспективы выглядят и вовсе почти апокалипсическими: по некоторым оценкам, цена барреля может подскочить до невиданных 200 долларов.
Трампа в этом плане понять сложнее. Понятное дело, что в близких тактических целях любой новый провал Байдена-Харрис ему в плюс, но приключись на Ближнем Востоке большая война, повали она демократов – и разбираться с её последствиями придётся как раз республиканцам и Трампу. Впрочем, если последний всерьёз верит, будто может парой звонков разрешить и завершить украинский конфликт, что мешает ему думать так же и о конфликте ирано-израильском? Другое дело, что ни первое, ни второе убеждение не имеют ничего общего с суровой реальностью.
Так кто кого предупредил?
Ещё один важный нюанс заключается в том, что Тегеран атакой 1 октября на практике продемонстрировал возможности своих ракетных войск не только всему миру, но и самому себе, и явно будет делать какие-то выводы на будущее.
На данный момент получается, что иранским военачальникам не стоит надеяться по-настоящему эффективно выбить первым ударом военный потенциал противника: как уже сказано выше, возможности ракетного оружия сильно ограничиваются недостаточными средствами стратегической разведки. О том, что АОИ не потеряла после удара ничего существенного, говорят хотя бы продолжающиеся бомбардировки израильскими ВВС Ливана: они не только не прекратились, но даже интенсивность их не снизилась.
В перспективе это означает лишь одно: потенциальный полномасштабный удар Ирана будет направлен не по военным, а по инфраструктурным и
Ну а чтобы понять, какие перспективы подобная «война цистерн и турбин» сулит Израилю, достаточно посмотреть на Украину и учесть, что площадь иудейского государства в тридцать раз меньше. Крупных электростанций мощностью свыше 1000 МВт в стране всего семь, а вместе они вырабатывают порядка 72% всей энергии – следовательно, их выход из строя будет означать фактическую смерть экономики. Нельзя забывать и о том, что киевский режим кое-как может рассчитывать на «братскую» помощь соседей, тогда как Израиль со всех сторон окружён «доброжелателями», которые уж точно своим электричеством не поделятся.
В общем, Нетаньяху стоило бы поблагодарить Байдена за то, что не даёт ему развязать войну на всю катушку, ведь как о родном печётся, да вот только не видать от Тель-Авиа ни благодарности, ни хотя бы понимания процесса. Как сообщает американская пресса, израильтяне отказались гарантировать Вашингтону безопасность иранских ядерных объектов. 6 октября, накануне годовщины начала конфликта, Нетаньяху пристыдил Запад за «недостаточную» поддержку и пообещал, что Израиль победит всех своих врагов даже в гордом одиночестве. Перефразируя современную классику, сильное заявление – но вдруг кто-нибудь решит проверить?
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: