Как известно, кино бывает хорошим, бывает плохим, а бывает индийским. А ещё оно бывает украинским — бессмысленным в своём содержании и беспощадным к своей аудитории.
Сложно представить себе нечто более тоскливое, нежели украинская литература. Даже знаменитая украинская современная эстрада до неё не дотягивает. Там хоть девушки красивые на сцену выходят. У последних, правда, вместо голоса и слуха один талант, но к внешности не придерёшься — образцовые. Но даже такое депрессивное явление, как украинская литература, отступает по степени заунывности перед украинским современным кинематографом, равным которому в мире нужно ещё поискать. Над виршами и прозой украинских классиков хотя бы посмеяться можно, а над украинским кино уже не посмеёшься, потому что неловко смеяться над юродивыми.
Знаете такой тип развлечения — на сцену выводят какого-то не совсем здорового психически гражданина и дают ему выступить? Как правило, что-то спеть. Иногда проскальзывает такое во всяких телешоу с песенными конкурсами на телеканалах, чьи владельцы утратили вкус и нравственность. Нормальному человеку смотреть на подобное мучительно. Стыдно и неудобно. Хотя многие, правда, угорают. Но тут уж вопросы к воспитанию.
Так вот, современное украинское кино можно рассматривать как зеркало нынешней Украины. В период дружбы Украины с Россией в незалэжной снимали, конечно, не шедевры мирового кинематографа, но вполне достойные фильмы-сериалы с замахом не на глубокий смысл в стиле Тарковского, а коммерческие произведения в расчете на прибыль. Причём снимали с умыслом. С таким, чтобы прокатом зацепить и Россию с Белоруссией. Поэтому во многих украинских домайданных сериалах вы не найдёте ни слова на мове. Идут герои по улице, а вокруг просто советская застройка. А героев зовут Саша и Маша. И говорят все по-русски. Снято не особо дорого, но зритель шёл, и деньги отбивались. Да, как правило, такие произведения снимались совместно с россиянами. Последним было выгодно работать на Украине, ибо весь процесс выходил дешевле, а украинским киношникам было выгодно сотрудничать с россиянами, потому что показ потом будет не только на Украине, но и в России, где, конечно, можно было заработать сильно больше.
Такая история была до последнего майдана. После него всё сломалось. И кино на Украине не стало. Точнее, оно претерпело трансформацию. Очень нехорошую трансформацию, превратившись по своей сути в кинопроекты оккупационной администрации.
Сначала, после «Революции достоинства», когда у украинского общества сорвало крышу от обострённого чувства гордости, прежнее украинское кино просто пропало. В кинотеатрах и по телевизору показывали или что-то старое, или иностранное. Иногда, правда, крутили и нечто российское. Но чем дальше, тем меньше. Помнится, тамошний телеканал «Интер» пустил в эфир «Место встречи изменить нельзя», а вместе с ним «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Шерлока Холмса» и кое-чего ещё из старого советского.
Не скажу, что являюсь большим знатоком современного украинского кинематографа, но из того, что мне доводилось видеть, можно сделать вывод, что большинство снимается по одному и тому же шаблону. Собственное правительство и представители органов правопорядка всегда показываются последними негодяями. Враги, как правило россияне, показываются исчадиями ада без мотивации, которые ужасны просто потому, что им так хочется. Вокруг нищета и разруха. Обстоятельства такие, что кажется, будто бы задуманное у героя не получится. Но он превозмогает всё и добивается поставленной цели, после чего — увы и ах — лучше никому не становится. То есть одна сплошная безысходность от начала и до конца. Точь-в-точь такая, как в украинском гимне, очень грустной песне о плохом настоящем, которое в будущем лучше не станет. Обязательно должно быть грязно, сыро, холодно, голодно и опасно. Из этого, впрочем, можно было бы лепить неплохие боевики, если бы не ужасная игра актёров и абсолютно никакущие постановки боевых сцен. Натуральная сельская самодеятельность без малейших зачатков таланта.
Но дело не только в низком качестве кинопродукта как такового. Дело ещё и в том, на каком языке говорят актёры. Сильнейший удар по украинскому кинобизнесу был нанесён ультимативным введением мовной диктатуры. По телевизору шли российские и советские фильмы с обязательными украинскими субтитрами, актёры кино вынуждены были разговаривать на украинском суржике, но хуже всего пришлось фильмам иностранным. Персонажи голливудских боевиков, всякие там супергерои и такие же суперзлодеи, разговаривали на мове, отчего любое, даже самое серьёзное кино превращалось в балаган. Кинотеатры опустели. Люди подались в театры, но там тоже всё перешло на «самую спивучую». Казалось бы, всем нормальным людям понятно, что там, где мова, там убытки и запустение, но политика была выше вопросов прибыли, поэтому нововведения остались, а многоквартирные дома тем временем начали ощетиниваться спутниковыми тарелками, которые устанавливали ради доступа к нормальному русскоязычному телевидению.
В общем, на Украине умерло одно кино и родилось другое. Вместо нормального развлекательного и с какой-то человеческой моралью пришло ультрапатриотическое — кондовое и примитивное. Обязательно про какую-нибудь войну и, как правило, про злых русских. Характерны подобные творения, которые в основном снимали частные кинокомпании, малым бюджетом и идеологической заряженностью. Под видом фильма с сюжетом и раскрытием героев зрителям предлагали банальную политическую агитку с одной единственной немудрой мыслью: москали нас угнетают, но всегда найдётся герой, который всех победит. Ну или в крайнем случае просто бесславно погибнет во имя идеи.
Классический пример — кинофильм «Крепость Хаджибей» про русско-турецкую войну и бравых украинских казаков, что характерно, дружащих именно с турками. Смотреть его человеку, имеющему больше одной извилины под черепной коробкой, положительно невозможно. Творения, подобные «Крепости Хаджибей», хорошо подойдут для пыток. Привязываешь жертву к стулу, врубаешь и наблюдаешь за тем, как психика зрителя начинает надламываться, после чего он расскажет всё, что утаивал, и сделает всё, что от него попросят, лишь бы больше никогда не приобщаться к подобному творчеству для слабоумных.
Ещё один пример — кинофильм под названием «Позывной Бандерас». Про начало военного конфликта на Украине, где русские, конечно, представлены кровожадными сволочами, но капитан Бандерас мужественно пэрэмагает агрессоров. Игра актёров, операторская работа, сюжет, диалоги и постановка боевых сцен там такие, что индийские фильмы 70-х годов прошлого века смотрятся на фоне сего шедевром мирового кинематографа.
По известным причинам военная тема теперь главная и единственная, которую выдаёт украинское кино. Например, фильм «Черкассы» о невероятном сопротивлении украинских моряков в Крыму 2014 года. Или там «Круты 1918» про известные события со «звирячим побыттям онижедетей», «Тайный дневник Симона Петлюры» — про ещё одного классического украинского героя. «Донбасс» — военная драма с любительскими видеороликами. И много чего ещё. Все они без счастливого финала, как вы понимаете. В некоторых съёмках, к слову, участвовали и российские актёры, сбежавшие на Украину на почве распирающей русофобии и желания понравиться западным хозяевам.
Однако успеха такие творения не имели и не имеют, проваливаясь в прокате с оглушительным треском, не принося своим создателям ничего, кроме убытков. Средний показатель по палате — сбор на порядок, то есть в десять раз меньше, чем бюджет. Вложил сорок миллионов гривен — получил четыре, и это ещё хорошо. Но почему? Ведь укрограждане сами себе внушают, что он большие патриоты и очень любят подобные патриотические материалы. На самом деле оказывается, что общество устало от военной тематики, хочет весёлого и позитивного плюс не особо любит Петлюру и не в курсе, что там такого занятного случилось у села Круты в 1918 году.
Как наверху ни стараются, никак не могут заставить украинскую аудиторию полюбить заказную патриотическую чернуху о торжестве бандеровской идеи, не несущую ничего, окромя негатива. Но любители тем не менее нашлись. За океаном и в Европе. Последние годы украинский кинематограф отметился массой наград и номинаций на всевозможных профильных мероприятиях типа всяких там фестивалей в Каннах и прочих «Берлинале», где традиционно щедро награждают за русофобию, в том числе и российских творцов.
Так, например, кинофильм «Плохие дороги» про Донбасс отметился наградой на кинофестивале в Венеции. Три награды за границей получил кинофильм «Клондайк» про мучения беременной украинки, живущей недалеко от российской границы, где падает печально известный малазийский «Боинг». В Каннах рекламировали такие фильмы, как «Майдан», «Киев. Война на Институтской», а помойное творение «20 дней в Мариуполе» и вовсе получило «Оскар». Так что «наши западные партнёры» в привычной для себя манере продолжают стимулировать русофобию на больших экранах, но лучше от этого украинское кино не становится.
Депрессивные творения, которые снимают на Украине последние десять лет, совершенно не заходят местной аудитории. Российский рынок для украинских кинотворцов потерян. Всё, что они снимают для домашней аудитории, никто смотреть не хочет.
Бытует такое мнение, что чем хуже жизнь, тем более яркое рождается искусство. Как только голодуха и разруха, так сразу шутки юмористов набирают остроты, песни музыкантов напитываются особенным смыслом, а кинофильмы разлетаются на цитаты. И так действительно бывает. Когда в России бушевали лихие девяностые, творцы жгли на полную катушку. Казалось, что так будет всегда, но затем, с приходом сытых нулевых, всё сломалось и современная российская музыка или кино по культовости даже близко не дотягивает до музыки и кино тридцатилетней давности. На Западе, кстати, ситуация аналогичная.
Но Украина, как и положено, в этой ситуации тоже стоит особняком. Казалось бы, вот сейчас там времена такие непростые, что творческая интеллигенция должна творить шедевр за шедевром. Но как-то не получается. Может, просто потому, что украинскому обществу кино больше не нравится в принципе? Мол, все сидят сейчас в интернетах и фильмы особо не смотрят. Однако, когда вышел российский сериал «Слово пацана», на Украине он стал, чуть ли не популярнее, чем у себя дома. Прежде всего потому, что показанная там разруха девяностых годов, что для России уже история, для Украины самая что ни на есть актуальность. К «Слову пацана» можно относиться по-разному. Можно даже признать, что творение это не самого высокого пошиба, но оттого-то его успех на Украине ещё более красноречивый, ибо там ничего подобного снимать не умеют. Деньги на кино если и дают, то только на бессмысленную политическую заказуху, которую не смотрят даже самые горячечные украинские патриоты.
Вот и выходит, что украинское кино повторило путь вообще всей Украины, которая в отрыве от России оказалась нежизнеспособна. Откровенно невысокий класс тамошних творцов сказался тоже. Им банально нечего сказать публике, а то, что сказать хочется, или нельзя, или никому не интересно. Не то чтобы в России кинотеатры ломились от публики на показах отечественных произведений, но по сравнению с тем, что происходит на Украине, можно сказать, что российский кинобизнес живее всех живых.
Впрочем, не всё ещё потеряно. У украинских киношников всё-таки есть повод для гордости, ибо кое-что они всё же умеют. Этим поводом являются фильмы для взрослых, в которых блистают исключительно талантливые украиночки, являющиеся сейчас главным богатством незалэжной. С сюжетом или без, короткометражные или полнометражные, на дисках или в интернете, бесплатные или за деньги — этот жанр имеет стабильный мировой успех. Причём настолько, что в Раде даже заводили разговоры о том, что их куртизанки лучшие в мире и доходы тех же онлифанщиц нормально так обогащали украинский бюджет. А самое главное, в конце каждого подобного фильма обязательно случается пэрэмога, которой так не хватает загрустившим укрогражданам.
Сергей Донецкий,
Читайте нас: