Российская православная церковь выступила за запрет изучения теории эволюции в школе. Официальную позицию РПЦ озвучил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Лукьянов: "Необходимо исключить теорию Дарвина из школьных учебников как вводящую в заблуждение".
Это осуждение подверглось резкой критике со стороны членов комиссии РАН по борьбе с лженаукой. По их словам, теория эволюции "имеет доказательную базу", а её запрет "губительно скажется на будущем поколении".
При этом стороны дискуссии сосредоточились лишь на одном элементе дарвинизма – тезисе о происхождении Homo sapiens от приматов. Представители РПЦ заявляют, что утверждение о кровном родстве животных и человека является "принижением человеческого достоинства". Их оппоненты высмеивают утверждение о том, что человек является "творением Божьим, созданным по его образу и подобию". Такой подход не позволяет увидеть истинную порочность дарвинизма, а также понять причины его явной привлекательности.
Английский натуралист Чарлз Роберт Дарвин (1809—1882) происходил из очень состоятельной семьи. Семейство Дарвинов-Веджвудов владело компанией Josiah Wedgwood Sons, занимавшей лидирующие позиции в сфере производства посуды из фарфора. Это позволило Дарвину свободно заниматься изысканиями в области естественной истории, инвестируя в недвижимость и не занимая никаких должностей.
Ведущее влияние на взгляды исследователя-бизнесмена оказали труды не биологов, а экономистов – Адама Смита (1723-1790) и Томаса Мальтуса (1766—1834). Оба считаются основателями британской (либеральной) школы политэкономии. Её основные положения следующие.
Главный тезис заключается в том, что каждый индивид борется исключительно за персональную выгоду – доступ к материальным благам, ресурсам. Итогом этой борьбы является "стабилизация рынка" – устранение всех, кто не выдержал конкуренции. Адам Смит называл это "невидимой рукой рынка". Британские экономисты выступали против какого-либо вмешательства государства в экономику, а заодно – за отказ от любых социальны расходов. Они же предлагали поощрять безработицу, как способ усиливавший конкуренцию. Мальтус ещё и пропагандировал войну и эпидемии как инструменты сдерживания роста населения.
Дарвин не просто увлёкся этими идеями. Он ещё и решил их развить, экстраполировав на мир животных. Тем более, что Смит и Мальтус сами уподобляли людей насекомым или травоядным, которые непрестанно размножаются, пока есть еда, и сокращаются в условиях эпидемий и войн. Отсюда главный тезис Дарвина – отсутствие фундаментального разрыва между людьми и "другими животными" в "интеллектуальных и моральных способностях".
В этом контексте "невидимая рука рынка" стала лишь отражением борьбы за выживание и репродуктивный успех среди животных. Если естественный отбор в животном мире ведёт к эволюции популяции, то же самое должно происходить и в человеческом обществе. В своих поздних трудах Дарвин пошёл ещё дальше.
Первоначально он доказывал, что естественный отбор определяется стремлением адаптироваться к окружающей среде. В этом буквально повторял теорию Мальтуса, лишь прикладывая её к животному миру. В поздних трудах Дарвин ввёл новое понятие – половой отбор. В соответствии с ним, эволюция любых популяций зависит от выбора самок. Они, стремясь выбрать в качестве партнёров лучших или "сильных", и производят "естественный отбер". Если выбор самок ошибочен, то следствием является деградация, а в конечном итоге – вымирание популяции. И наоборот.
Эта идея тогда легла на благодатную почву. В этот период в Европе активизировалась борьба женщин за равные гражданские права. И стремление Дарвина выделить место и роль женщин в обществе вызвало огромные симпатии среди представителей слабого пола. Одно только "но". Хорошая идея оказалась вплетена в теоретическую конструкцию, обосновывавшую расовое превосходство. Речь идет о пресловутом тезисе о происхождении Homo sapiens от приматов – шимпанзе Старого Света. По мнению натуралиста, эволюция человека от обезьян происходила неравномерно. Особенно успешно она, якобы, шла в Европе. Менее успешно – в остальных регионах, население которых фактически приравнивалось к "недочеловекам". По утверждению Дарвина, последние или "дикие расы" рано или поздно будут ниспровергнуты "цивилизованными расами". Подобные заявления заложили основу того, что впоследствии получило название "социальный дарвинизм". Когда Дарвин говорил о "цивилизованных расах", он всегда описывал именно европейцев, особенно выделяя англосаксов.
С одобрения Дарвина его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон довёл эти идеи до крайности. Он утверждал, что так же, как физические черты явно наследуются среди поколений людей, то же самое можно сказать и об умственных качествах (гениальность и талант). В соответствии с этим Гальтон призывал "сокращать" численность тех, кого именовал "низшим" населением. Фактически призывал к геноциду.
Добавим, что конечно теорию Дарвина абсурдно запрещать. Тем более менять её на ещё более умозрительные, религиозные воззрения. Но столь же абсурдна ситуация, когда государственная система образования популяризирует взгляды, завернутые в наукообразную обертку, но имеющие человеконенавистническую основу.
Читайте нас: