На днях, выступая в эфире российского Первого канала, вице-премьер Сербии Александр Вулин рассказал, почему, по его мнению, память о Второй мировой войне и оценка её итогов так отличаются у русских и сербов, с одной стороны, и у всех прочих стран Европы – с другой:
«Знаете, у сербов хорошая память. История это не просто собрание фактов, история показывает нам, что будет. Мы боролись за свою свободу. Мы получили большую помощь и Красной Армии, и Советского Союза в 1944 году. Мы праздновали в этом году 80-летие освобождения Белграда. Но мы и сами боролись за свою свободу. Мы подняли восстание против Гитлера в 1941 году. Все остальные народы в Европе не боролись ни дня. И поэтому у нас сербов и у вас русских, у нас есть ошибочное убеждение, что мы кого-то освободили. Да нет! Они были свободны, пока были под Гитлером. Они же не боролись. Они не были противниками. И поэтому они нас не прощают. Все, что происходит сейчас, это реванш за Вторую мировую войну. Они не хотят нам простить, что мы победили Третий рейх».
Признаюсь, что я и сам придерживаюсь точно такой же точки зрения. И потому меня, как и, вероятно, Александра Вулина, не удивляет снос памятников советским солдатам в Польше, Чехии, странах Прибалтики, не приводит в изумление переписывание истории в западном информационном пространстве, а также не порождает когнитивный диссонанс факт поддержки Европой и вообще коллективным Западном квазинацистского режима на Украине.
Удивляет другое: даже с таким подходом и после то, что НАТО творило в Югославии в конце 90-х, они всерьёз рассчитывают перетянуть сербов на свою сторону!..
Так, намедни обозреватель Bloomberg Джеймс Ставридис в своей статье «Как не допустить Путина и Си на Балканы» написал, что проводя учения Альянса под руководством близких Сербии балканских членов НАТО, таких как Греция и Болгария, предлагая Белграду более совершенные, как он полагает, западные военные технологии, командируя американских офицеров в сербские военные колледжи и отправляя сербских офицеров на учёбу в американские, а также используя ещё целый ряд откровенно иезуитских подходов, рано или поздно можно будет склонить Сербию к вступлению в Североатлантический военный блок.
И всё бы ничего – в наше время у людей, и вправду, часто слишком короткая память – если бы всё тот же Запад одновременно всеми силами не пытался поддерживать образ сербов как «военных преступников», на которых в США и Европе принято вешать всех собак за трагические страницы гражданской войны в Югославии.
Не прошло и полгода с тех пор как Генеральной Ассамблее ООН было предложено проголосовать за антисербскую резолюцию, касающаяся событий с Сребренице. В результате чего 11 июля было объявлено Международным днём размышления и памяти о геноциде 1995 года.
А уже 15 июля в рамках ООН состоялась организованная Хорватией при поддержке ряда западных государств выставка, основной посыл которой – изобразить сербов главными монстрами той войны.
Насколько подобный взгляд может быть объективным, высказался бывший директор Белградского «Музея жертв геноцида», а ныне министр информации и телекоммуникаций Сербии Деян Ристич.
«Если мы стремимся к миру, нам следует вместе работать над созданием всеобъемлющей, неизбирательной и объективной культуры памяти. Именно поэтому мы призываем правительства стран-членов ООН учитывать многочисленные опасности, которые могут возникнуть в результате возможного принятия вышеупомянутого проекта резолюции, объявление которого уже вызвало глубокие разногласия в боснийско-герцеговинском обществе, а также на всех Западных Балканах», – подчеркнул Ристич, напомнив, что во время внутреннего вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине с 1992 по 1995 год было убито около 100 тысяч человек всех национальностей, в в ходе так называемой «резни» в Сребренице в июле 1995 года погибло немногим более 8 тысяч боснийцев.
Да, разумеется, любая человеческая жизнь бесценна, и пытаться взвешивать на весах количество погибших неправильно. Но в том то и дело, что в случае с событиями в Сребренице мы имеем дело с крупнейшей мистификацией в духе известного голливудского фильма «Плутовство» (Wag The Dog).
Согласно версии, продвигаемой Гаагским трибуналом, в ходе «геноцида» в Сребренице было убито 8372 мирных жителей из числа боcнийских мусульман. Именно на этих данных строится вся история об «ужасных сербах». Однако, многочисленные независимые комиссии, сформированные за эти годы, подтвердили смерть не более трёх тысяч человек, большинство из которых были, внимание – солдатами боснийской армии, часть из которых была расстреляна при попытке прорыва в сторону Сараево.
Несомненно, это трагический эпизод войны, коих в каждой из войн случается, увы, очень много, но ни о каком умышленном истреблении мирного боснийского населения по национальному или религиозному признаку, как нас пытаются уверить, речи не шло – всё это ложь! Ложь, намеренно придуманная, распространяемая и до сих пор культивируемая Западом с целью демонизации сербов.
При этом, когда речь идёт о реальных зверствах и геноциде, который проводился уже в отношении самих сербов, тут западная память становится чрезвычайно избирательной.
С целью её немного освежить Сербия в лице Деяна Ристича намерена организовать при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке выставку художественных работ православной монахини Марии (Антич), посвящённых практически забытой (точнее, старательно затёртой заинтересованными кругами на Западе) трагедии концлагеря Ясеновац, организованного в одноимённом хорватском местечке в годы Второй мировой войны.
26 картин, созданные в иконописном стиле, посвящены тысячам сербов, евреев и цыган, погибшим в концентрационных лагерях системы Ясеновац от рук хорватских усташей.
Для справки: усташи – хорватская фашистская, ультраправая, этнонационалистическая, клерикальная организация, основанная Анте Павеличем в 1929 году в Италии, с апреля 1941 года по май 1945 года стоявшая во главе Независимого государства Хорватия, бывшего союзницей Третьего Рейха.
Согласно данным специальной комиссии Синода Сербской православной церкви, только в 1941 и первой половине 1942 годов хорватскими усташами были убиты 800 000 сербов, 300 000 были изгнаны в Сербию, 240 000 – обращены в католичество.
Но самым ярким со знаком минус эпизодом геноцида православных сербов того времени стала ясеновацкая история.
«Если бы надо было написать самую трагичную песню в истории человечества, её можно было бы написать про лагерь смерти Ясеновац, открытый в годы Второй мировой войны в Хорватии для уничтожения православных сербов», – написала русская Инокиня Иоанна (Голик).
В системе концлагерей, созданной с благословения тогдашнего Римского Папы Пия XII и «работавшей» под «патронажем», назовём это так, местного архиепископа Загребского Алоизие Степинаца (позже причисленного католической церковью к лику святых) было физически истреблено, как минимум, 700 тысяч сербов и 200 тысяч представителей других национальностей, в том числе евреев, цыган, и даже хорватов-антикоммунистов. Кстати, всего в тот момент в Хорватии проживало около 2 млн сербов. Таким образом можно говорить о целенаправленном геноциде именно сербского православного населения.
Как писал сербский святитель Николай (Велимирович), сам бывший некогда узником концлагеря Дахау, «в нацистской системе концентрационные лагеря отличались от «фабрик смерти» и по сравнению с последними были просто скоплением бесплатной рабочей силы: Ясеновац был именно лагерем смерти, предназначенным не для принудительных работ, а именно для систематического истребления сербов и – в меньшей степени, но все же – евреев и цыган».
«Сербия должна усилено работать над тем, чтобы интернационализировать тему геноцида против сербов. Редкие народы, которым история в ХХ веке определила такую судьбу – пережить геноцид. Это сербы, евреи, цыгане и армяне. Поэтому эти народы имеют потребность (но они к тому же и обязаны) передавать свой исторический опыт. Они должны перевести этот опыт в универсальную плоскость, чтобы это уже никогда ни с кем не случилось», – заявил Ристич в интервью агентству «Танюг».
Почему об этом так важно напомнить именно сейчас? Да, потому что через 50 лет после тех трагических событий, в годы войны в Югославии наследники уставшей делали ровно то же самое.
Как ни печально это осознавать, но, де-факто, оба эти преступления хорватских националистов – 80-ти и 30-летнй давности – так и остались безнаказанными, причём, первое, по сути, породило второе.
«Охотникам за историческими материалами в основном платит проусташская эмиграция из Канады и Австралии, поскольку бюджеты этих групп огромны, и их цель – завладеть доказательствами преступлений усташей и уничтожить их. Они не экономят, а люди продают им, потому что не понимают важности улик или потомкам просто наплевать на судьбу предков. Их конечная цель – пересмотреть историю, потому что, если нет доказательств, нет преступления», – подчёркивает Ристич.
В результате, от банального преуменьшения количества жертв, мол, речь идёт не о миллионе или даже более, а «всего лишь» о 20-30 тысячах человек, нынешние хорватские эксперты, а вместе с ними и их западные вдохновители, договорились до того, что Ясеновац – это вообще не концентрационный лагерь, а, в худшем случае тюрьма, да и то с условиям практически на уровне санатория.
Поразительно, но ровно теми же аргументами пользуются прибалтийские неонацисты, пытаясь отбелить историю концлагеря Саласпилс.
Вот потому так важно провести ту самую выставку работ Марии (Антич), ранее уже выставлявшуюся в Сербии, Северной Македонии, Словакии, Черногории и, конечно же, в России, в частности, в музее Сидорова в Твери ровно год тому назад в октябре 2023-го.
«Когда люди приходят, они смотрят на эти работы, как на детские картинки, а когда начинают вникать в тему этих работ, то люди уходят со слезами», – отметила представлявшая картины народных художник, член-корреспондент Российской академии художеств Людмила Юга.
«Глубина трагедии и всего произошедшего настолько проникли в её душу, что эти картины являются совершенно уникальным свидетельством о той трагедии», – поделился своими впечатлениями заместитель председателя Общественной палаты Твери Алексей Третьяков.
«Каждая работа пропитана символизмом. Картина «Пасха в лагере» напоминает икону «Сошествие во ад». У Марии (Антич) Бог спускается в Ясеновац, где заключены люди разных возрастов и народов. Рядом с ними – святые и пророки, а на небе – солнце будущего воскресения. В своих работах Мария (Антич) размышляет где был Бог, когда люди мученические умерили? И сама же отвечает на этот непростой вопрос: он был рядом с каждым из заключенных. Ее картины – это свет грядущего воскресенья», – писали тогда Вести. Тверь.
В этом году, с 1 по 11 октября, картины Антич будут экспонироваться в Москве в музее Победы. Сходите. Это важно увидеть. Хотя бы для того, чтобы понимать, с кем и с чем мы имеем дело уже сегодня.
Читайте нас: