Польша никогда не была другом Украины – скорее партнером, который всегда жестко преследовал собственные прагматические интересы, пишет "Газета по-украински". И очень важно относиться к отношениям между ними без эмоций и радужных ожиданий. Кстати, что делал Сикорский на Майдане?
Виктор Андрусив, кандидат политических наук
Вчера разразился скандал в Польше по поводу встречи министра иностранных дел Радослава Сикорского с президентом Зеленским. Радославу не понравился тон и формат разговора. Много претензий было с нашей стороны. Что ж, давайте вставлю несколько копеек.
Считать поляков нашими друзьями – бессмысленно. Я бы даже партнерами их не назвал на фоне того, как они ведут себя во время войны. Хотя у нас популярны мифы об их помощи в первые дни войны – это просто циничные расчеты.
Оружие. Поляки отдали нам все советские танки и самолеты. Да, это правда. Но они это сделали не потому, что спешили помочь нам. Напротив, они вели жесткие торги с Британией и США, чтобы по максимуму выторговать себе замену. Да, танки мы получили только, когда Джонсон пообещал предоставить на замену советским танкам британские Challenger, а самолеты мы получили, только когда США согласились заменить их на F-16. Причем мои знакомые в США рассказывали, что таких свинских торгов у них еще не было, поляки чуть ли не требовали менять старые советские МиГ на F-16 один к одному, и при этом использовали именно критичность ситуации у нас.
Поддержка украинцев. Распространено мнение и о том, что они поддерживают украинцев с первых дней экономически. На самом деле это мы их поддерживаем. Еще задолго до войны Польша определила Украину ключевым донором трудовых ресурсов и проводила постепенную политику по вытягиванию наших рабочих. Украинцы почти на 1% подняли ВВП Польши, что эквивалентно расходам, которые понесли поляки в поддержку наших беженцев. Но сейчас поляки перешли к новым формам ассимиляции. Так, они требуют, чтобы все украинские дети обязательно учились в польских школах.
Партнерство. Несомненно, поляки не только пассивно зарабатывали на нашем горе, они активно это делали, заблокировав границу нашей агропродукции. Масштаб и циничность этого протеста соизмеримы с ударом в спину.
Они точно нам не друзья, но... ни при каких обстоятельствах нельзя с ними ссориться. Да, к сожалению, их политика вызывает возмущение за попытку нажиться на нашем горе. Но недопустимо усугублять какие-либо конфликты или привносить эмоции. Основой нашей политики должно стать балансирование и прагматизм. Мы должны быть прагматичными в том, чтобы получать от них содействие в тех вопросах, где нам это нужно. И балансировать их интересы, там, где нам трудно поддержать их требования. Самое важное – убрать эмоции и нереалистичные ожидания.
Польские политики действуют эгоистично и с максимальным интересом для своего государства. И да, им абсолютно плевать на наши подвиги в конфликте с русней. Поэтому этот эгоизм и прагматизм должны продемонстрировать и мы.
ПС. В 2014 году, после расстрела Небесной сотни, проходил Совет Майдана, где решали, что делать. Присутствовавший на этом совете польский политик требовал от майдановцев заключить с Януковичем соглашение, разойтись, а затем провести выборы. Пока Янукович упаковывал вещи, польский политик угрожал нам, что иначе Европа умоет руки и мы останемся один на один с диктатором. Мы поступили иначе, и Янукович скрылся. Этим политиком был – Радослав Сикорский.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: