Международные соглашения о статусе дипломатов запрещают им действовать тайно и напрямую вмешиваться в дела принимающей страны. Сколько существуют соглашения, столько и нарушаются. Но надо меру знать.
Федеральная служба безопасности сообщила, что шестеро сотрудников британского посольства лишены аккредитации. Они действовали по руководству, размещенному на внутрикорпоративном сайте директората Восточной Европы и Центральной Азии министерства иностранных дел королевства. Там описаны всемирные операции с использованием дипломатических и военных ресурсов против РФ. Руководство помечено как "чувствительный служебный материал" – должно храниться в секрете, а доступ к нему могут получить только сотрудники МИД. Утечка документа – провал британских спецслужб. Высланные дипломаты напрямую курировали многих граждан РФ, публично выражающих ненависть к ней и распространяющих заведомо ложные измышления. Они также вербовали граждан для заданий посложнее. МИД РФ разделяет оценку ФСБ, отмечает, что посольство Британии вышло далеко за пределы дозволенного дипломатам, а действия высланных сотрудников нацелены на причинение ущерба народу РФ.
Британская дипломатическая традиция очень давняя. В тысяча шестьсот четвертом году Хенри Томасович Уоттон сказал: "Посол – честный человек, посланный лгать в другую страну для блага собственной". Но ложь зачастую и самому лжецу вредит.
Пресс-секретарь президента РФ считает, что речь о разрыве дипломатических отношений пока не идет. МИД Британии уверяет: "Обвинения, выдвинутые сегодня ФСБ против наших сотрудников, полностью беспочвенны. Российские власти аннулировали дипломатическую аккредитацию шести британских дипломатов в России в прошлом месяце после действий, предпринятых правительством Великобритании в ответ на деятельность российского государства в Европе и Великобритании. Мы не собираемся извиняться за защиту своих национальных интересов".
Открытым текстом уверен: если страна считает любое действие другой страны угрозой своим национальным интересам, то ей надо либо предложить прояснить проблему переговорами, либо диагностировать у себя паранойю.