В пятницу – 6 сентября – завершилась очередная встреча в верхах КНР – Африка в рамках постоянно действующего Форума по китайско-африканскому сотрудничеству. В этом году она прошла под лозунгом «Объединить усилия для продвижения модернизации и построения китайско-африканского сообщества высокого уровня с общим будущим» и была отмечена новыми торгово-экономическими договорённостями.
Укрепление сотрудничества КНР и стран Африки – важная составляющая усилий по ликвидации опасной гегемонии Запада и, соответственно, в построении многополярного мира. Именно в соотнесении с этой целью нам в России следует оценивать итоги прошедшего китайско-африканского форума, как и все проекты между КНР и странами Африки. Они имеют огромное значение для независимого от Запада развития Африки и в целом для укрепления мировой экономики и безопасности.
Помочь африканским странам окончательно вырваться из системы западного неоколониализма означает не дать Западу укрепиться за счёт грабежа местных богатейших ресурсов, чтобы восстановить свою гегемонию, столь разрушительную для стран мирового Юга, да и всего мира.
В Китае считают, что теория и практика китайской модернизации обеспечила парадигму, которую можно позаимствовать для определения пути Африки к модернизации.
Лидерам стран Африки китайская сторона традиционно организовала пышный приём. Председатель КНР Си Цзиньпин и его супруга Пэн Лиюань в честь международных гостей устроили банкет.
Си Цзиньпин
Дальнейшее сближение КНР с Африканским континентом выразилось, в частности, в повышении уровня двусторонних связей между Китаем и Камеруном до уровня всеобъемлющего стратегического партнёрства, и в установлении стратегического партнёрства между Ливией и Китаем.
Из наиболее примечательных итогов стоит отметить подписание в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина, президента Танзании Самия Сулуху Хассан и президента Замбии Хакаинде Хичилема танзанийско-замбийского меморандума о взаимопонимании по проекту реконструкции
В целом китайско-африканское сотрудничество можно разбить условно на четыре направления: сельское хозяйство, которое пока остаётся ведущим; проекты в промышленности с упором на горнодобывающую отрасль; дорожно-транспортная и портовая инфраструктура; подготовка местных квалифицированных кадров для промышленности. При этом зачастую именно развитие инфраструктуры является основным и определяющим условием успешности первых двух направлений, что видно на примере упомянутого проекта ТАЗАРА.
Увеличение пропускной способности данной железной дороги открывает Замбии доступ в Индийский океан через порты Танзании, в модернизации которых также участвуют китайские компании. Расширение возможностей торговли, экспорта-импорта даст возможность китайско-замбийским компаниям расширять добычу и переработку полезных ископаемых и в целом развивать местную промышленность, торговать конечной продукцией и завозить в Замбию сложное оборудование. Танзания получает транзитные отчисления и также современную портовую инфраструктуру для расширения собственной торговли.
В целом же Китай оказал помощь африканским странам в строительстве и модернизации более 10 000 км железных дорог, почти 100 000 км автомобильных дорог, почти 1000 мостов и почти 100 портов. Эти инфраструктурные проекты значительно улучшили связь, экономическое и социальное развитие, а также индустриализацию и модернизацию по всему континенту.
Непрерывно
За счёт этого Китай удовлетворяет собственный спрос на разнообразную сельскохозяйственную продукцию и одновременно обеспечивает африканским странам надежный экспортный рынок, способствуя развитию местного сельского хозяйства и повышению доходов фермеров.
Китай предоставляет странам Африки техническую помощь и помощь в обучении специалистов в области сельского хозяйства, передаче передовых сельскохозяйственных технологий, строительстве агропромышленных парков и продвижении проектов по выращиванию ценных растений для производства продовольствия. По данным информагентства Синьхуа, в 2023 г. товарооборот между Китаем и Африкой достиг рекордного уровня в 282,1 млрд долл., в то время как китайский импорт африканских орехов вырос на 130%, овощей на 32%, цветов на 14%.
Ярким
В целом с помощью новых сельхозтехнологий урожайность местных сельскохозяйственных культур повысилась с 30% до 60% по сравнению с предыдущими уровнями.
Хотя торговля сельскохозяйственной продукцией играет решающую роль, долгосрочное развитие Африки в стратегическом плане в большей степени зависит от сотрудничества в индустриализации и в новых отраслях промышленности. Китайские эксперты отмечают, что в последние годы Китай наряду с традиционной добычей и первичной переработкой полезных ископаемых усиливает вложения в обрабатывающую промышленность стран Африки, в строительство инфраструктуры, создание цифровой экономики и обучение рабочей силы.
Китайские эксперты подчёркивают особое значение для Африки китайского опыта модернизации и обращают внимание на исключительную заинтересованность властей и экспертов из африканских стран в изучении китайской модели.
Действительно, в 1950-е – 1970-е гг. на начальном этапе модернизации Африки в послеколониальный период образцом успешной догоняющей модернизации во многом был СССР, который впервые развеял ошибочное представление о том, что «модернизация равна вестернизации». После роспуска Союза и в условиях борьбы Африки с западным неоколониализмом таким образцом стал Китай.
Важно, что КНР переняла и творчески развила в новых условиях успешную советскую практику сотрудничества со странами мирового Юга, что наглядно видно по Африке. Китайская сторона, кроме сугубо экономических доходных проектов, попутно помогает странам Африки создавать материальную базу медицины и образования (строит школы, больницы, пр.), т. е. на благотворительных началах помогает в создании гуманитарной инфраструктуры, как это в своё время делал Советский Союз, что выгодно отличает китайский подход от западного.
По мнению Сун Вэя, профессора Школы международных отношений и дипломатии Пекинского университета иностранных дел, китайская модернизация даёт представление о двух основных аспектах – экономического развития и социального управления. В условиях вызовов, включая различные этнические конфликты по всему континенту, опыт Китая в управлении на низовом уровне, в политике в отношении меньшинств, в реформах по повышению эффективности местных органов власти и сокращению масштабов бедности даёт ценную информацию.
Некоторые эксперты в КНР полагают, что пример Китая в этом отношении более полезен в качестве ориентира, учитывая схожие исторические предпосылки, схожие отправные точки и общую задачу быстрой трансформации, с которой сталкиваются «опоздавшие». Наблюдатели отметили, что это делает сотрудничество в области управления между Китаем и Африкой особенно важным.
Мунетси Мадакуфамба, исполнительный директор Центра исследований и документации Юга Африки, видимо,
Читайте нас: