Лента новостей

21:25
«Телепортация» информации? Квантовые корреляции могут быть решением информационного парадокса черных дыр
21:09
Переговоры Путина и Трампа состоятся, вопрос только в том, где
20:36
Как формируются снежинки, дождь и кольца Сатурна? Одними и теми же уравнениями
20:23
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl получила последний патч в 2024 году — GSC раскрыла, когда выйдет следующее обновление
20:19
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 декабря
20:18
Местные власти не справляются с очисткой берега от мазута. Жители курортной Анапы обратились за помощью к Путину
19:36
Беседа со страной и миром: итоги года с Путиным
19:29
WhatsApp c высокой вероятностью заблокируют в России
19:06
Нефть с арктического дна, электричество из вулкана и другие инновации энергетики
18:55
Простое и понятное описание сути кристаллов времени
18:42
«Если Bethesda такое можно, то и мне тоже»: художник выпустил ремастер своей демонстрации The Elder Scrolls V: Skyrim на Unreal Engine 5
18:38
«Биологический фашизм». Украинский профессор выступил за ввод «миротворцев» ради решения демографической проблемы Украины
18:37
Зеленский призвал правоохранителей Словакии взять в разработку Фицо
18:36
Германия передала Украине новую военную помощь с системами ПВО
18:35
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 23 декабря
18:34
С 1 января на Украине все процедуры в медучреждениях будут платными без направления врача
18:19
Колонизация Украины через уничтожение местных элит
18:05
Атака беспилотника на ЖК «Лазурные кварталы» в Казани — видео
17:44
ЦИК Белоруссии обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
17:43
Питерский оборотень в погонах признался в убийстве журналиста, которое произошло 20 лет назад
17:42
Трамп пообещал остановить «трансгендерное безумие»: только два пола — мужчина и женщина
17:41
Дуров: Телеграм впервые стал прибыльным проектом, который принёс $1 млрд
17:35
Лидер Абхазии предупреждает о гуманитарной катастрофе из-за нехватки электроэнергии
17:32
Мишустин: военные в Курской области будут получать выплаты наравне с участниками СВО
17:20
Армия России проламывает оборону
17:03
Почему гражданам США вдруг рекомендовали покинуть Беларусь?
16:49
ЦИК Беларуси обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
16:29
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО МОБИЛИЗАЦИЮ МУЖЧИН УКРАИНЫ. ПОНИЗИТ ЛИ ЗЕЛЕНСКИЙ ПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ
16:11
Добра не помнящие
15:59
Украина рассматривает переход на евровалюту по примеру Молдовы
15:58
Лукашенко рассказал о необходимости расширения рынков сбыта для белорусских легковых автомобилей
15:57
Илон Маск намерен присоединить Гренландию к США. Гренландский депутат обвинила Трампа в неуважении
15:52
Урановый фактор в противостоянии России и Запада
15:49
Политолог Караханов предрек выход Турции из НАТО
15:38
Шведский флот вооружится новой противокорабельной ракетой
15:32
Юрий Подоляка в свежей сводке от 23.12.2024: наступление на всех фронтах
15:05
Администрация Байдена призвала граждан США покинуть Белоруссию
15:04
«Замыливание глаз и лапша на уши». Клерк Сороса из команды Зеленского недоволен поездкой Фицо в Москву
15:03
«Обманываете — будете восстанавливать за счёт собственных источников». Гладков объявил борьбу с враньём белгородских чиновников
14:39
Система ShredShox добавит горным лыжам практичную пневматическую подвеску
14:32
Насилие между родителями повлияло на риск проблем с сердцем у выросших детей
14:19
Независимый Курдистан: союзник или противник России?
14:12
Израильтяне пишут, что жена Башара Асада подала на развод и намерена уехать жить в Лондон. Россия и Турция опровергают
14:11
Украинские фашисты обстреляли Донецк из РСЗО «Хаймарс»
14:10
МВФ дал Украине в долг $1,1 млрд
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Опыт» – первый русский бронированный корабль

«Опыт» – первый русский бронированный корабль


«Опыт» – первый русский бронированный корабль
Плавучая батарея «Лев»

В самом начале второй половины XIX века в мировом кораблестроении произошёл качественный скачок – корабли обзавелись бронёй.

Первыми стали французские плавбатареи «Лев», «Тоннат» и «Девастасьон», которые построили для штурма Севастополя, но не успели до падения крепости доставить на Чёрное море. Впрочем, работа для них нашлась: 17 октября 1855 года плавучие батареи за 4 часа 15 минут принудили к капитуляции русскую крепость Кинбурн. Русские артиллеристы стреляли метко: на броне французских монстров после боя насчитали порядка 200 вмятин от ядер. Но пробить броню гладскоствольные пушки не смогли.



Броненосный фрегат «Глуар»

А потом – как портал открылся!

В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар». В 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». В ходе Гражданской войны в США и южане, и северяне поставили на поток производство речных броненосцев.

Возможным это стало благодаря трудам русского металлурга, мастера Ижорского завода В. С. Пятова, изобретшего прокат броневых листов (ну, американцы, конечно, и рельсами свои корабли бронировали, но это всё был эрзац).

Само собой, и Российская империя в стороне от этого бронебума не осталась...

Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич

В 1858 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич обратился в Государственный совет с ходатайством о выделении средств на постройку первых броненосцев. Иначе, по его мнению, Российский Императорский флот при встрече с вражескими броненосцами «обратится в совершенное ничтожество».

23 ноября 1860 года последовало указание: «Помимо заказа в Англии броненосной батареи, проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».

«Опыт» – первый русский бронированный корабль

Впрочем, после Крымской войны в бюджете Империи мышь повесилась, так что найти деньги на постройку «окованных фрегатов» удалось только в 1861 году. Поскольку, согласно Парижскому договору, держать военно-морской флот на Чёрном море России было запрещено, строить первые броненосные корабли было решено на Балтике.

Вот только опыта в строительстве стальных кораблей у русских кораблестроителей не было. И его следовало получить. Точнее – построить. «Опыт» – именно так назвали первую металлическую канонерскую лодку России.

Шведская канонерская лодка конца XVIII века

Первыми канонерские лодки изобрели французы. Было это задолго до «века пара и электричества» – в 1646 году. В это время на Дюнкерке базировались испанские (ну как испанские – работавшие на короля Испании) корсары, кошмарившие торговлю мятежных (с точки зрения испанцев, само собой) Нидерландов. Французы захватили город, в том числе применив первые канонерские лодки – большие, 30–40-вёсельные шлюпки, вооружённые одним – тремя орудиями. И, да, это не были «запорожские чайки» – вопреки легендам с территории бывшей УССР, запорожские казаки в осаде не участвовали.

Активно использовали канонерские лодки испанцы во время Великой осады Гибралтара. Действия построенных адмиралом Антонио Барсело канонерских лодок стали единственным светлым пятном в этой неудачной для испанцев с французами кампании. Испанский адмирал при этом использовал опыт берберийских пиратов, чьи гребные корабли также были невелики, но отменно вооружены.

В России канонерские лодки активно применяли во время войны со шведами в 1788–1790 годах – в финских шхерах большим кораблям было не уютно, а канонерки прекрасно себя чувствовали.

В общем – полезный кораблик для работы на мелководье или среди островов: осадка маленькая, маневренность – высокая и пушка – одна, зато калибром фунта 32...

«Фон дер Танн» – зажигает!

Но рассвет канонерских лодок начался после появления паровой машины и гребного винта – во второй половине XIX века.

Прототипом всех кораблей этого класса стала канонерская лодка «Фон дер Танн», сданная в 1849 году и прославившаяся во время Первой Шлезвигской войны боями с датским флотом на стороне Шлезвиг-Гольштейна. Это была трёхмачтовая паровая шхуна водоизмещением 120 тонн, вооружённая двумя 64-фунтовыми бомбическими орудиями на вертлюгах. В движение, помимо парусов, канонерку приводила паровая машина мощностью 150 лошадиных сил.

«Опыт» на фоне плавучей батареи «Первенец»

Канонерская лодка «Опыт» была заложена на питерской верфи «Карр и Макферсон» 8 августа 1861 года по проекту подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Прохорова. А уже 27 сентября того же года канонерка была спущена на воду. Андреевский флаг над кораблём подняли 11 мая 1861 года – «Опыт» был передан морскому гвардейскому экипажу.

Канонерская лодка имела водоизмещение 270 тонн при длине 38,9 метра и ширине 6,78 метра. Осадка составила всего 1,87 метра – как раз для действий в мелководном Финском заливе! Паровая машина мощностью 195 лошадиных сил обеспечивала скорость 8,25 узла (по некоторым данным, она могла делать 9 узлов).

Особо стоит остановиться на бронировании и вооружении канонерки. Главным (и единственным!) калибром «Опыта» стало гладкоствольное 60-фунтовое орудие (калибром 196 мм). Огонь пушка вела из-за v-образного бронированного траверза, верхняя часть которого образовывала своего рода бруствер, защищавший орудие.

Толщина брони внушала уважение – 114 мм – как у лучших броненосцев тех лет! Часть плит была отечественной, часть – заказана в Англии: качество зарубежных было похуже, но отечественные металлурги не смогли обеспечить нужное количество проката. Броня была уложена на тиковую подложку толщиной 305 мм – броня тех лет была хрупкой, и более эластичное дерево препятствовало её разрушению.

Правда, другой брони, кроме вышеназванного траверза, у канонерской лодки не было, но это русских моряков не огорчало – лодка по сути дела была продолжением Кронштадтских фортов, и поворачиваться бортом или кормой к врагу не планировала. Да и смысла в этом не было – единственная пушка всё равно в носу стояла... Существовало даже штатное расписание, в котором указывались позиции, с которых «Опыт» будет воевать.

«Опыт» в роли ледокола

Служба канонерской лодки была на редкость долгой – в 1866 году её вывели из состава Балтийского флота – кораблестроение в эти годы развивалось стремительно, и «Опыт» быстро устарел. Канонерку передали частному владельцу, который стал использовать её в качестве ледокола. Но...

В 1870 году её вновь выкупили и вооружили! В 1883 году «Опыт» (переименованный в «Мину») участвовал в испытаниях разных типов морских мин. В 1891 году в составе учебного минного отряда «Мина» участвовала в испытаниях радиосвязи между кораблями. 1 февраля 1892 года «Опыт» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны.

Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году, после чего прослужила до 1906 года. Несмотря на то, что после Цусимы с боевыми кораблями в России была напряжёнка, держать в составе Балтийского флота пироскафы 45 лет от роду не стали, и «Опыт» вновь разоружили и отправили на хранение.

Но если вы думаете, что на этом история первого русского стального корабля закончилась, то вы – глубоко ошибаетесь!

В 1907 году канонерку расконсервировали и сделали портовым судном. В 1915 году она была передана Комиссии по обзору финских шхер. «Опыт» участвовал в Первой мировой войне, обеспечивая навигационную безопасность плавания кораблей и судов. 25 октября 1917 года – вошла в состав РККФ, в 1918 году – передана красному финскому флоту, но захвачена белофиннами в Гельсинфорсе. В 1922 году по Юрьевскому мирному договору подлежала передаче РСФСР, но... Красные военморы решили, что канонерка 61 года от роду им без надобности и продали «Опыт» финнам на металл.

Срок службы 61 год и сегодня внушает уважение, а для пароходов второй половины XIX века это и вовсе – прекрасно.

В общем, первый российский бронированный корабль прожил долгую и полезную жизнь. Вот только принять участие в бою ему так ни разу и не довелось...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх