Лента новостей

23:14
Intel упустила контракт на $30 млрд на выпуск чипов для Sony PlayStation 6, уступив AMD
23:06
В Подмосковье хотят запретить мигрантам работать в нескольких сферах
23:04
В главном они полностью согласны
22:39
До 2,4 млн человек: Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности Вооружённых сил РФ
22:18
Запад уверен, что РФ не ответит на удары ВСУ вглубь своей территории — политолог
21:55
Сцена из сериала Варшава-21
21:30
«Отказываюсь верить, что это CS2»: моддер поразила игроков, превратив Counter-Strike 2 в Jetpack Joyride
21:26
Лукашенко помиловал еще 37 политзаключенных
21:25
Мы — один народ. Царев поддержал назначение экс-регионала Деркача сенатором
21:19
США уничтожают мировую экономику зелёной повесткой, а сами поддерживают свой нефтегаз
20:34
На Украине автора ленты «Русские на войне» внесли в «черный список»
20:33
Украинские беженцы стали значительным источником дохода для чешского бюджета. Страна больше заработала на них, чем потратила на их содержание
20:25
Генсек НАТО заявил о праве Киева атаковать территорию РФ
19:42
Столтенберг предупредил: на Украине не будет мира без вступления её в НАТО
19:41
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 сентября
19:40
Готовятся к войне? Лапландия превращается в форпост ударных сил НАТО на российских северных границах
18:50
Обязательная эвакуация объявлена из приграничья Курской области
18:49
Вслед за языковыми патрулями на Украине может появиться языковая полиция
18:48
Делягин призвал Белоусова обратить внимание на возможность Пузика «отмазаться» от наказания
18:47
Госпитализирован военкор ГТРК «Белгород». Украинский ГУР взял ответственность за нападение на себя
18:41
Духовная катастрофа Украины
18:16
На учениях корабли Балтфлота уничтожили подводную лодку условного противника
18:14
В квартире напавшего на одноклассников подростка провели обыск — видео
18:11
Беременность изменила структуру мозга
18:09
Солнечный телескоп Inouye впервые составил карту магнитных полей солнечной короны
18:05
Как повторное покушение на Трампа повлияет на исход выборов в США
17:50
Мобилизация на Украине, идущая «по плану», направлена «на затыкание дыр» на фронте
17:49
«Гнойник величиной с террикон». В ДНР рассказали о связях Пузика с местной властью, поставленной Сурковым
17:48
Шольц в сопровождении немецких предпринимателей отправился в тур по Центральной Азии за трудовыми мигрантами — Bloomberg
17:17
«Врачи здесь творят настоящие чудеса»: Евгения Поддубного выписали из больницы
17:13
Новое открытие в области квантовых критических металлов
16:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 16 сентября
16:55
Лавров считает Палестину главной международной проблемой
16:53
Комментарии американских читателей к статье «Несостоявшимся убийцей Трампа оказался проукраинский активист»
16:04
ВС РФ официально увеличиваются до 2 389 130 человек
16:03
Александров: назначенцы, курирующие Украину, которые довели ситуацию до войны с Россией, продолжают принимать решения во вред
16:02
Гросси: мирные АЭС не должны подвергаться нападению
16:01
Дания передаст Украине еще партию F-16 до конца года
15:50
БПЛА «Иноходец» уничтожил РСЗО ВСУ
15:49
ВС РФ разбили колонну ВСУ в Курской области
15:33
Прибавь газу, машинист: что такое СПГ-поезд и зачем ему гигантский «холодильник»
15:24
Черные дыры как «убийцы» галактик: Новое открытие благодаря телескопу Джеймса Уэбба
15:14
СМИ: ВСУ могут устроить переворот в случае мирной сделки с РФ
15:12
Англосаксы формируют мировую лжеисторию
15:05
Офицеров Минобороны повязали на взятке в 11 млн рублей
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Опыт» – первый русский бронированный корабль

«Опыт» – первый русский бронированный корабль


«Опыт» – первый русский бронированный корабль
Плавучая батарея «Лев»

В самом начале второй половины XIX века в мировом кораблестроении произошёл качественный скачок – корабли обзавелись бронёй.

Первыми стали французские плавбатареи «Лев», «Тоннат» и «Девастасьон», которые построили для штурма Севастополя, но не успели до падения крепости доставить на Чёрное море. Впрочем, работа для них нашлась: 17 октября 1855 года плавучие батареи за 4 часа 15 минут принудили к капитуляции русскую крепость Кинбурн. Русские артиллеристы стреляли метко: на броне французских монстров после боя насчитали порядка 200 вмятин от ядер. Но пробить броню гладскоствольные пушки не смогли.



Броненосный фрегат «Глуар»

А потом – как портал открылся!

В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар». В 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». В ходе Гражданской войны в США и южане, и северяне поставили на поток производство речных броненосцев.

Возможным это стало благодаря трудам русского металлурга, мастера Ижорского завода В. С. Пятова, изобретшего прокат броневых листов (ну, американцы, конечно, и рельсами свои корабли бронировали, но это всё был эрзац).

Само собой, и Российская империя в стороне от этого бронебума не осталась...

Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич

В 1858 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич обратился в Государственный совет с ходатайством о выделении средств на постройку первых броненосцев. Иначе, по его мнению, Российский Императорский флот при встрече с вражескими броненосцами «обратится в совершенное ничтожество».

23 ноября 1860 года последовало указание: «Помимо заказа в Англии броненосной батареи, проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».

«Опыт» – первый русский бронированный корабль

Впрочем, после Крымской войны в бюджете Империи мышь повесилась, так что найти деньги на постройку «окованных фрегатов» удалось только в 1861 году. Поскольку, согласно Парижскому договору, держать военно-морской флот на Чёрном море России было запрещено, строить первые броненосные корабли было решено на Балтике.

Вот только опыта в строительстве стальных кораблей у русских кораблестроителей не было. И его следовало получить. Точнее – построить. «Опыт» – именно так назвали первую металлическую канонерскую лодку России.

Шведская канонерская лодка конца XVIII века

Первыми канонерские лодки изобрели французы. Было это задолго до «века пара и электричества» – в 1646 году. В это время на Дюнкерке базировались испанские (ну как испанские – работавшие на короля Испании) корсары, кошмарившие торговлю мятежных (с точки зрения испанцев, само собой) Нидерландов. Французы захватили город, в том числе применив первые канонерские лодки – большие, 30–40-вёсельные шлюпки, вооружённые одним – тремя орудиями. И, да, это не были «запорожские чайки» – вопреки легендам с территории бывшей УССР, запорожские казаки в осаде не участвовали.

Активно использовали канонерские лодки испанцы во время Великой осады Гибралтара. Действия построенных адмиралом Антонио Барсело канонерских лодок стали единственным светлым пятном в этой неудачной для испанцев с французами кампании. Испанский адмирал при этом использовал опыт берберийских пиратов, чьи гребные корабли также были невелики, но отменно вооружены.

В России канонерские лодки активно применяли во время войны со шведами в 1788–1790 годах – в финских шхерах большим кораблям было не уютно, а канонерки прекрасно себя чувствовали.

В общем – полезный кораблик для работы на мелководье или среди островов: осадка маленькая, маневренность – высокая и пушка – одна, зато калибром фунта 32...

«Фон дер Танн» – зажигает!

Но рассвет канонерских лодок начался после появления паровой машины и гребного винта – во второй половине XIX века.

Прототипом всех кораблей этого класса стала канонерская лодка «Фон дер Танн», сданная в 1849 году и прославившаяся во время Первой Шлезвигской войны боями с датским флотом на стороне Шлезвиг-Гольштейна. Это была трёхмачтовая паровая шхуна водоизмещением 120 тонн, вооружённая двумя 64-фунтовыми бомбическими орудиями на вертлюгах. В движение, помимо парусов, канонерку приводила паровая машина мощностью 150 лошадиных сил.

«Опыт» на фоне плавучей батареи «Первенец»

Канонерская лодка «Опыт» была заложена на питерской верфи «Карр и Макферсон» 8 августа 1861 года по проекту подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Прохорова. А уже 27 сентября того же года канонерка была спущена на воду. Андреевский флаг над кораблём подняли 11 мая 1861 года – «Опыт» был передан морскому гвардейскому экипажу.

Канонерская лодка имела водоизмещение 270 тонн при длине 38,9 метра и ширине 6,78 метра. Осадка составила всего 1,87 метра – как раз для действий в мелководном Финском заливе! Паровая машина мощностью 195 лошадиных сил обеспечивала скорость 8,25 узла (по некоторым данным, она могла делать 9 узлов).

Особо стоит остановиться на бронировании и вооружении канонерки. Главным (и единственным!) калибром «Опыта» стало гладкоствольное 60-фунтовое орудие (калибром 196 мм). Огонь пушка вела из-за v-образного бронированного траверза, верхняя часть которого образовывала своего рода бруствер, защищавший орудие.

Толщина брони внушала уважение – 114 мм – как у лучших броненосцев тех лет! Часть плит была отечественной, часть – заказана в Англии: качество зарубежных было похуже, но отечественные металлурги не смогли обеспечить нужное количество проката. Броня была уложена на тиковую подложку толщиной 305 мм – броня тех лет была хрупкой, и более эластичное дерево препятствовало её разрушению.

Правда, другой брони, кроме вышеназванного траверза, у канонерской лодки не было, но это русских моряков не огорчало – лодка по сути дела была продолжением Кронштадтских фортов, и поворачиваться бортом или кормой к врагу не планировала. Да и смысла в этом не было – единственная пушка всё равно в носу стояла... Существовало даже штатное расписание, в котором указывались позиции, с которых «Опыт» будет воевать.

«Опыт» в роли ледокола

Служба канонерской лодки была на редкость долгой – в 1866 году её вывели из состава Балтийского флота – кораблестроение в эти годы развивалось стремительно, и «Опыт» быстро устарел. Канонерку передали частному владельцу, который стал использовать её в качестве ледокола. Но...

В 1870 году её вновь выкупили и вооружили! В 1883 году «Опыт» (переименованный в «Мину») участвовал в испытаниях разных типов морских мин. В 1891 году в составе учебного минного отряда «Мина» участвовала в испытаниях радиосвязи между кораблями. 1 февраля 1892 года «Опыт» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны.

Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году, после чего прослужила до 1906 года. Несмотря на то, что после Цусимы с боевыми кораблями в России была напряжёнка, держать в составе Балтийского флота пироскафы 45 лет от роду не стали, и «Опыт» вновь разоружили и отправили на хранение.

Но если вы думаете, что на этом история первого русского стального корабля закончилась, то вы – глубоко ошибаетесь!

В 1907 году канонерку расконсервировали и сделали портовым судном. В 1915 году она была передана Комиссии по обзору финских шхер. «Опыт» участвовал в Первой мировой войне, обеспечивая навигационную безопасность плавания кораблей и судов. 25 октября 1917 года – вошла в состав РККФ, в 1918 году – передана красному финскому флоту, но захвачена белофиннами в Гельсинфорсе. В 1922 году по Юрьевскому мирному договору подлежала передаче РСФСР, но... Красные военморы решили, что канонерка 61 года от роду им без надобности и продали «Опыт» финнам на металл.

Срок службы 61 год и сегодня внушает уважение, а для пароходов второй половины XIX века это и вовсе – прекрасно.

В общем, первый российский бронированный корабль прожил долгую и полезную жизнь. Вот только принять участие в бою ему так ни разу и не довелось...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх